Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №12 (122) за 2017 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

«Москва - энергоэффективный город»

С 1 по 3 ноября 2017 г. в здании Правительства столицы прошли форум и  выставка с таким названием.

Организаторы – Департамент ЖКХ Правительство Москвы и Некоммерческое партнерство  «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной физике» (НП «АВОК») – дали возможность фирмам, так или иначе связанным с энергосбережением и повышением энергоэффективности зданий, сооружений, оборудования - в промышлености, на транспорте, в жилищно-коммунальной сфере – показать свои достижения и поведать о накопленном опыте.

Трёхдневный дискурс в 27 секциях и экспозиция 38 предприятий и организаций оставила сильное впечатление, кажется, и в самом деле что-то стронулось с места. Похоже, «дежурные» разговоры об энергоэффективности, потихоньку переходят в деловую плоскость (тьфу-тьфу, не сглазить бы). Кто не попал на эту выставку, на следующую стоит сходить.

Читателей, интересующихся энергоэффективным капремонтом, мы переадресуем на  стр. ???? настоящего выпуска. А тем, кому небезразличен энергосервис в жилом фонде, предлагаем  рассказ о двух характерных выступлениях на эту тему.

Экономная экономика

Представитель ООО «Энергосбережение» Иван Кузьмичёв (Большое фото – вместе со слайдом) поделился опытом энергосбережения в ЮАО г. Москвы:

«Оценивая, что может дать энергосервис, мы проанализировали около 10 000  московских домов.  Замер потребления тепла в них дал среднюю цифру 0.0125 Гкал/м2 - при нормативе 0,016 Гкал/м2. Дальше мы отобрали 2000 домов, в которых точно есть «перетопы». Для реализации 1-й очереди проекта по внедрению энергосервисных договоров (ЭнСК) были выбраны 500 МКД... Итог таков: в среднем энергосервисные мероприятия дают экономию 18-20 %, в отдельных домах - до 35%.

Разумеется, финансирование энергосервиса идёт не из кармана жителей, а из полученной экономии. Более того, при существующей на федеральном уровне установке: новый суммарный платёж (энергосервис + отопление) должен быть не больше прежнего (за отопление) – у нас согласно типовому договору действует правило: во время действия ЭнСК наша компания 80% экономии оставляет себе, а 20% отдаёт жителям. Так что эффект от энергосервиса жители чувствуют сразу же, с первых месяцев действия ЭнСК.  Сроки договоров  - 5-6 лет, по их окончанию жители будут получать  все 100% экономии.

Энергосервис позволяет, устранив завышение температуры теплоносителя в «обратке», уменьшить конфликты между РСО и населением по поводу количества и качества поставляемого тепла, поскольку население стремится платить только за то тепло, которое ему реально нужно. При этом РСО также получает экономию за счёт снижения своих затрат на производство тепла. Что имеют УО от ЭнСК? Обновление домового оборудования - при том, что затрат на обслуживание энергосерисного оборудования УО во время действия ЭнСК не несёт,  количество аварий в доме снижается. Так что энергосервис уже сейчас позволяет неплохо обеспечить баланс интересов всех игроков рынка...

О диспетчеризации: установив в МКД узел погодного регулирования, мы выводим показания приборов учёта на модем, который передаёт их в  диспетчерскую. Каждому дому выделен свой личный кабинет, где активные граждане всегда могут увидеть потребление ресурсов своим домом - вчера, сегодня или три года назад...

О передаче энергосервисного оборудования в общедолевую собственность: это положение прописано не только в ЭнСК, но и в бюллетене для голосовании каждого из собственников. Кроме того, в договоре указано, что за полгода до окончания ЭнСК энергосервисная компания обязана обучить персонал УО приёмам эксплуатации энергосервисного оборудования...»

Этот опыт грех не использовать.

«Воспоминания о будущем»

Представитель Минстроя Александр Фадеев  (маленькое фото) рассказал о подготовленном министерством законопроекте, посвящённому ЭнСК в МКД:

«Законопроект вносит изменения в целый ряд НПА, в первую очередь - закон №261-ФЗ и ЖК РФ... Сейчас уже можно сказать, что энергосервис в нашей стране состоялся, счёт ЭнСК в бюджетной сфере и промышленности идёт на тысячи, а не единицы, на этом фоне ситуация в МКД явно отстаёт от общего тренда. Чтобы стимулировать процесс энергосервиса  в жилом фонде, в 261-й закон будет внесено специальное определение, что ЭнСК в МКД - это повышение энергетической эффективности относительно общего имущества (ОИ) МКД. До конца действия ЭнСК  имущество, используемое для реализации контракта, остаётся в собственности энергосервисной компании, по завершению ЭнСК оно переходит в общую долевую собственность собственников помещений.

В ЖК РФ вносятся изменения, дающие полномочия общему собранию собственников помещений (ОСС) заключать и расторгать ЭнСК. Простым большинством голосов, т.е. более чем половиной от 50% голосов собственников в МКД. Мы считаем это возможным, поскольку жители МКД не несут дополнительных расходов, связанных с реализацией ЭнСК, действия энергосервисной компании оплачиваются исключительно из полученной экономии.

Вводится новое понятие – платёж по ЭнСК, который становится отдельным видом платежа. При этом новый общий платеж: за коммунальные ресурсы и ЭнСК - не может быть больше прежнего коммунального платежа.  Также вводится положение, что после смены собственника помещения к новому владельцу переходят обязательства прежнего по оплате ЭнСК, оно направлено на защиту интересов энергосервисной компании.

Ещё законопроектом вносятся изменения в ряд актов, связанных с установлением льгот в части платежей за услуги ЖКХ – таким образом, что платёж по ЭнСК с точки зрения льгот приравнивается к платежам за коммунальные услуги. К примеру, ветераны труда, имеющие 50%-ую льготу по оплате коммунальных платежей, будут иметь такую же льготу по оплате ЭнСК.

Ещё одна новинка – установление ограничения продолжительности ЭнСК: для МКД его срок не может быть больше 10 лет, если за это время энергосервисная компания не достигла плановых показателей, контракт разрывается, и экономию начинают получать жители. Это защитит их интересы от злоупотреблений со стороны энергосервисной компании...

Надеемся после рассмотрения в Правительстве законопроект будет внесён в Госдуму и принят в весеннюю сессию...»  

Судя по всему, перед нами те предложения, которые в январе 2015 г. были представлены жилищному сообществу руководителем Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ  Марией Шилиной (см. «Председатель ТСЖ» №2 за 2015г. «Энергосервис станет доступнее»). А затем в ноябре того же года озвучены на Международном Форуме ENES-2015 министром М.Менем (см. «Председатель ТСЖ» №12  за 2015г.  «Ударим энергосервисом по «нефтяной игле»). Вот, оказывается, когда до них дошли руки, м-да... Правда, помнится, и тогда, в ноябре 2015-го, М.Мень заявлял с трибуны, что законопроект уже внесён в Правительство.

Что касается перспективы перехода к прямым договорам (всех, разумеется, волнует этот вопрос) - платежи по ЭнСК в этом случае будут так же иметь возможность поступать к адресату напрямую, как и коммунальные платежи. Это в законопроекте прописано – уверил собравшихся г-н Фадеев.

Отвечая на вопрос из зала: почему нельзя отсчитывать достигнутую за счёт энергосервиса экономию от уровня нормативного энергопотребления (что позволило бы в рамках ЭнСК устанавливать общедомовые приборы учёта там, где их ещё нет, а значит, сразу резко расширило бы сферу распространения энергосервиса) – представитель Минстроя заявил, что, по его мнению, установка приборов учёта не является мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, т.к. сам по себе счётчик позволяет лишь определить реальное потребление, ничего больше.- Спорная, мягко говоря, позиция, во-первых, нормативы практически везде завышены – по сравнению с реальным потреблением, во-вторых, общеизвестно, какой психологический эффект даёт установка счётчика на большинство потребителей. Да и в 261-м законе установка приборов учёта – это явно один из «краеугольных камней» энергосбережения. А вот то, что такая позиция очень сильно тормозит оснащение МКД приборами учёта и вообще развитие энергосервиса - это бесспорно. Как и «геморрой» с передачей показаний, проверкой, поверкой и перепроверкой нынешних допотопных счётчиков воды и тепла. Если бы энергосбережение на самом деле было нужно нашим властям - рынок давным-давно ломился бы от общедоступных и дешевых цифровых приборов учёта с дистанционной передачей показаний и средств их диспетчеризации (для сравнения взглянем на рынок мобильников, как он изменился по сравнению с 2009 г. - годом выхода 261-го закона). И РСО не дозволялось бы повышать тариф до тех пор, пока дома, с которых монополист получает маржу, не будут оборудованы приборами учёта.

Впрочем, А.Фадеев тут же пообещал, что в скором времени норма, что средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, должны направляться на установку в МКД приборов учёта, снова появится в 354-м постановлении. А в дальнейшем вообще будет разработана новая концепция приборного учёта в МКД, которая снимет эту обязанность с собственников и возложит её на РСО. – Вслед за ветхозаветным Екклезиастом, сказавшим: «Всё возвращается на круги своя...» - порадуемся, что обязанность иметь весы возвращается к продавцу, осталось только понять, кто и как будет следить за правильностью показаний этих весов.

Дизайн :
Яндекс.Метрика