Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №11 (121) за 2017 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 

Чудо №743

На прошедшем 28-29 сентября в Московской торгово-промышленной палате семинаре «Оптимизация работы УО и ТСЖ Москвы и

Московской области» обсуждалось много чудес, происходящих сейчас в ЖКХ. Но самый  большой резонанс вызвало, пожалуй, 743-е правительственное постановление, которое передало лифты в МКД во владение организаций-управдомов и ввела другие драконовские правила. Это называется: «разрубить гордиев узел».

 

Фото «Лифт»

 

Лифтовое хозяйство в большинстве российских домов – это едва ли не самое дорогая и сложная в обслуживании часть общего имущества (ОИ) МКД. Отсюда понятный интерес ко всем профильным изменениям законодательства.

Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров:

(фото)

«Первый российский документ, регламентирующий, как надо надзирать за подъёмниками в многоэтажных домах, вышел в 1924 г. С тех пор он выдержал 6 или 7 редакций, одно время назывался ПУБЭЛ. В 2013 г.  - ввиду реорганизации системы технического надзора - мы этого документа лишились, остался только технический регламент, который никаких прав надзорным органам не давал. В результате, согласно нашей статистике (которая несколько отличается от официальной), в последнее время на лифтах страдало по 50 человек в год, примерно 27-29 человек погибало.

В конце концов, 24 июня 2017 г. вышло Постановление Правительства №743, видимо, толчком к этому послужила трагедия, произошедшая в январе 2016 г. в ЖК «Алые паруса». Это постановление не вносит никаких особых новелл, по сути оно просто возвращает нас к хорошо известным истинам. К сожалению, писаным кровью.

Там есть ряд положений, важных не только для профессионалов-лифтовиков. Впервые там дано чёткое определение, кто есть владелец лифта, применительно к МКД это управляющая  организация.

Очень важно, что дано чёткое определение специализированной организации, имеющей право обслуживать лифты.

Не менее важно, что восстанавливается учёт лифтов, который был у нас до декабря 2012 г., а начиная с 2013 г. существовать перестал.  До 31 декабря 2017 г. владельцы лифтов обязаны подать в Ростехнадзор сведения о своих лифтах для внесения в Федеральный реестр, сейчас он восстанавливается. Это небольшой объём, одна страница…

Что УО должна обеспечивать сама, не передавая это подрядной организации? Это вопросы, касающиеся содержания лифтовых помещений, их освещения, отопления, документации, доступа в помещения и т.д. А также обеспечения квалификации персонала, ибо статистика показывает, что 90% несчастных случаев на лифтах связано с недостаточной квалификацией персонала.

Кроме техобслуживания (минимум раз в месяц), УО должна обеспечить диспетчеризацию лифта, иначе должен быть ежесменный обход лифтёрами.

Раз в год надо обеспечить проведение техническое освидетельствования лифта, причём, это нельзя поручать обслуживающей организации, а только независимой испытательной лаборатории, которая аккредитована в установленном порядке. Невыполнение этой нормы будет караться штрафами, так что прежде, чем приглашать такую лабораторию - из числа тех, что содержатся в реестре - проверьте, есть ли у неё действующий аттестат…»   

Врез

«Правила организации безопасного использования и содержания лифтов…», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 24.06.17 №743

"владелец объекта": юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта;

в отношении объектов в многоквартирном доме - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации…

Отдельного внимания стоит рассказ о трагедии в ЖК «Алые паруса» в московском районе Щукино, 14.01.16 в результате аварии лифта там погибла женщина (см. https://lenta.ru/articles/2017/04/12/scarletsails/ и https://www.gazeta.ru/social/2017/09/18/10896476.shtml):

Фото «Алые паруса»  и «Механик Алексей Белоусов»

«Обслуживающему лифт электромеханику дали 3.5 года колонии. Конечно, тут сыграло роль роковое стечение обстоятельств. Но и механик тоже виноват, поскольку осознанно согласился работать на неподобаюших условиях, которые ему предложили. Прежде всего, диплом о повышении квалификации он получил без самого повышения. В учебном заведении он не был ни разу, свидетельство ему привезли прямо на рабочее место. Стечение же обстоятельств состояло в том, что были ошибки проектирования, и вместо 4-х корпусов возвели больше, поэтому нагрузки на грунт оказались выше, чем предполагалось. Соответственно стали происходить колебания грунтов и перемещения здания. В практике эксплуатации лифтов есть термин «распустить направляющие», когда шахта лифта начинает немного «гулять», их отпускают, они вытягиваются, после чего делают новый крепеж. Проработав в этом доме больше года, механик знал об этой сложной ситуации, «распускать направляющие» вообще-то положено раз в полгода, но ему  это было необходимо делать гораздо чаще, можно сказать, постоянно. Но он этого не делал. Причём, у этого человека был опыт работы в 12-тиэтажных зданиях, а тут 38 этажей, разница, конечно, есть. И дополнительного обучения он не прошёл… Есть тут, конечно, и вина УО, которая выгнала высокопрофессиональную организацию, которая ставила там лифт и первое время его обслуживала. Её выгнали потому, что слишком много работ делала и слишком много денег за это брала. Ненужных работ - по мнению УО. А на её место взяли подрядную организацию, которая называла себя специализированной, но никаких проверок на этот счёт не проходила, ни в одном  СРО не состояла, мы вообще о ней узнали только после этого случая. Что? У компании, которая управляет «Алыми парусами» нет денег на нормальное обслуживание лифта?! Я знаю, какие там платежи у жителей, и какая зарплата у обслуживающего персонала, тем более, у руководства фирмы. Им удалось выделить своё уголовное дело в отдельное производство. И оно до сих пор находится в «подвешенном состоянии», не продвигается ни туда, ни сюда. А вот механика посадили…»

Разумеется, не обошлось без эмоциональных комментариев.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков

фото:

«Я всё время поднимаю один, но главный вопрос: кто собственник лифта? И на него никто ответить не может. Сейчас сделан хитрый ход: ввели понятие «владелец» и повесили всё на того, кто собственником не является, и кто понятия не имеет, откуда наскрести деньги, чтобы выполнить всё, что положено по законодательству. А настоящий собственник МКД до сих пор так и не понял, что он должен достать из кармана нужные деньги, чтобы содержать всё, что находится у него в собственности. У него до сих пор «халявное» мышление. И мы до сих пор продолжаем с ним заигрывать… Лифт должен быть безопасным, и по 50 человек в год не должно страдать – я согласен с этим. Помните, что я в своё время предлагал Ростехнадзору: «А вы не плачьтесь, а возьмите и остановите 50%% лифтов по стране!» И тогда «наверху» задумаются, как быть, что делать с лифтами! Но - не решились они, стали искать другие модели…. Может быть, стоит дать собственникам такое право: на собрании принять решение, что они передают лифт в собственность лифтовой организации, а та будет предоставлять им услугу подъёма на этаж….»

От редакции:

Судя по всему, «там, наверху», задумались. И придумали.

В это даже поверить трудно: Д. Медведев своим постановлением взял и изменил отношения собственности (!) по всей стране - разве это не чудо? А как же 35-я статья Конституции, утверждающая, что «никто не может быть лишён своего имущества иначе, как по решению суда»? Что и говорить, запутались нынешние правители России с собственным законодательством, окончательно запутались…

Хотя, с другой стороны, этот шаг неплохо вскрывает «бутафорский» (а если называть вещи своими именами – «напёрсточный») характер 36-й статьи ЖК РФ. Как платить – так собственники, а как только дело приняло серьёзный оборот, сразу нашли другое лицо, более… Более какое? Более доступное для штрафов. За каждым собственником гоняться упаришься, а УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК -  вот они, пожалуйста, ноу проблем. Как всё просто.

А что касается «халявного» мышления – оно потому и живуче, что слишком часто российские власти своими действиями его холят и лелеют (разумеется, при этом вслух не уставая взывать к ответственности граждан). Как, например, это сделал премьер Д. Медведев, подписав ПП РФ-743. В каждом российском доме найдутся люди с «халявным» мышлением. Но есть и другие, противоположной нравственной ориентации. На чью мельницу льёт воду 743-е постановление? Кому даёт решающий аргумент в споре на лестничной площадке, у лифта? - Догадайтесь с трёх раз, уважаемый читатель. 

Случай из практики: в 12-тиэтажке пришлось остановить лифт, вышел из строя редукторный узел. Замене он не подлежал, нужен новый редуктор, а это не копейки, работа капремонтного характера. Каких только криков и воплей не было на 3-х собраниях собственников в  «осиротевшем» подъезде по этому поводу: «Да все они воры! Мы этот капремонт уже сто раз оплатили! Мы губернатору жаловаться будем!  Да мы президенту напишем!» Директор УО Татьяна Дмитриевская, видавшая виды, усталая женщина, реагировала на всё спокойно: «Вот вам, ребята, ПУБЭЛ, сами смотрите, читайте, решайте. Ваша ежемесячная плата финансирует услуги по текущей эксплуатации и проверкам лифта, но никак не замену одного из его основных узлов. Откуда мне взять нужные деньги - как скажете, так и будет. Но лифт пока будет стоять: под суд из-за вас мне идти неохота» - после двухнедельного хождения по лестнице жители собрались на 4-е по счёту собрание, на нём крикуны уже молчали «в тряпочку» - и практически единодушно решили: скидываемся! И через 3 дня лифт заработал. Озаглавить рассказ об этой истории можно так: «Воспитание гражданского правосознания».

Дизайн :
Яндекс.Метрика