Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №7 (117) за 2017 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 

Прямее некуда

Попытку разрубить «гордиев узел» прямых договоров сделали депутаты Госдумы, не дожидаясь новых «потуг» Минстроя, они внесли свой законопроект.

Без «наворотов»

23 июня два депутата Думы: Галина Хованская и Роман Качкаев – направили председателю Госдумы В.Володину соответствующий документ (см. http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=207460-7). 

Это то, что называется «соломоново решение»: авторы просто «почистили» последнюю версию законопроекта Минстроя (см. «Председатель ТСЖ» №5 за 2017 г. «Мы будем жить теперь по-новому») от «непрофильных наслоений». Убрали оттуда всё, что касается придуманного командой А.Чибиса регионально-феодального биллинга, прежде всего - ЕПД от ИРЦ и обязательств, которые в связи с этим накладываются на УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК. Остались прямые договора, так сказать, в чистом виде, при этом «нестыковки» с ГИС ЖКХ исчезли, как дурной сон по звонку будильника.

Хорошо забытое старое

В ЖК РФ вводится новая статья - 1572 «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями».

Она начинается с того, что при управлении МКД посредством УО, ТСЖ, ЖК коммунальные услуги потребителям могут предоставляться ресурсоснабжающими организациями (РСО) или (если речь идёт о мусоре) региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО ТКО) - в соответствии с договором, заключенным с каждым собственником помещения, действующим от своего имени.

Это может быть в следующих случаях:

1) по инициативе собственников помещений - если те на своём общем собрании примут такое решение, предварительно получив от РСО на это согласие (в ст.44, где определяются полномочия собрания, на этот счёт вносится соответствующее дополнение);

2) по инициативе РСО - если та откажется от ранее заключённого с УО, ТСЖ, ЖК договора ресурсоснабжения, на что будет иметь право при накоплении более чем 2-хмесячной задолженности, удостоверенной решением суда или признанием самого управдома;

3) по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством.

Уведомление о расторжении договора РСО обязано направить: а) управдому,

б) органу жилнадзора, в) собственникам помещений в МКД (посредством сообщения на сайте, объявлений в подъездах и т.д.).

Через 30 дней после уведомления прежний договор прекращает действовать в  части объёма ресурсов, приобретаемых для индивидуального потребления жителей МКД, а в части ОДН действовать продолжает.

Договор - не бывает типовей

При этом подписания новых договоров каждым из собственников не требуется, вместо этого по умолчанию будет действовать типовой договор, который подготовит Правительство РФ. Договор вступит в силу либо с даты, определённой решением общего собрания, либо по истечению 30 дней после уведомления о прекращении действия прежнего договора ресурсоснабжения.

Если РСО один раз расторгла договор ресурсоснабжения с конкретным управдомом, навязывать его вновь поставщику общее собрание собственников не вправе.

В ст.162 ЖК РФ в понятие «управление МКД», вносится изменение: «предоставление коммунальных услуг» дополняется альтернативой: «или в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 1572 настоящего Кодекса, обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования …к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем)». Как видите,  мухи отдельно, котлеты отдельно: либо услуги, либо готовность к ним.

Ещё одно важное положение – положения нового закона будут иметь обратную силу, распространяться на договорные отношения, возникшие до его принятия.

«Ничего личного, только бизнес»

Как будет организованы передача показаний приборов учёта, начисление платы, претензионная работа с потребителями и прочие составляющие биллинга – в законопроекте не сказано. Значит, авторы считают, что все возможности для этого действующее законодательство (в первую очередь – ГК и ЖК РФ) предоставляет, ничего выдумывать не надо.  Кроме того, с 1июля 2017 г. начинает действовать ГИС ЖКХ с механизмами биллинга.

Ну, и, наконец, недостающие нюансы будут оговорены в типовом договоре ресурсоснабжения «от Правительства РФ».  

Кстати, вы заметили, что законодатель всё, что можно и нельзя, старается «запихнуть» в ЖК РФ, а почему? Если выпустить таких «тараканов», как, например, взносы на капремонт в «общий котёл» или обязательные ЕПД от монопольного ИРЦ, в виде отдельных законов – их «непотребный вид» (т.е. несоответствие гражданскому законодательству) будет бросаться в глаза и станет мишенью критики, в том числе – в судах высших инстанций. Но как только эти «тараканы» становятся фрагментами ЖК РФ – против лома (то бишь приоритета специального законодательства над общим) нет приёма.

Так что оставление биллинга за рамками ЖК РФ это в данном случае, скорее, плюс, чем минус.

Каковы перспективы у этого законопроекта? Ну, кто же это скажет… Разве у нас законы принимаются, исходя из общечеловеческих ценностей и здравого смысла? Поживём - увидим.

                                                       

Дизайн :
Яндекс.Метрика