Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №10 (120) за 2017 г.03

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 

Неготовность номер один

                    (роман в письмах)

                                                                                                  Юрий Полонский

Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ продолжает служить для  отрасли не столько источником информации, сколько беспокойства. По мнению РСПП, ни одно из июньских поручений, данных Минкомсвязи в части совершенствования системы, не выполнено, ГИС по-прежнему далека - не только от совершенства, но и от готовности к применению.

По второму кругу

Серьёзное письмо по поводу ГИС ЖКХ направил 8 сентября председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Шохин зампреду Д.Козаку, отвечающего за ЖКХ в Правительстве РФ.

В нём говорится, что комиссия РСПП по ЖКХ рассмотрела положение дел с внедрением ГИС и итоги  выполнения поручений, данные  Минкомсвязи на заседании межведомственной рабочей группы (МРГ) по вопросам ЖКХ, состоявшемся 21 июня сего года под председательством Д.Козака (см. «Председатель ТСЖ» №7 за 2017 г. «Победила дружба»). В частности, поручения подготовить проекты НПА, предусматривающие: повышение ответственности не только поставщиков информации, но и оператора системы, корректировку перечня загружаемой информации, обеспечение конкуренции при выполнении платежей через систему и повышение её надёжности. Комиссия констатировала, что ГИС ЖКХ по-прежнему не готова к применению в качестве расчётной и платёжной системы,  так в Приложении к письму приведен длинный перечень технических ошибок, до сих пор сопровождающих работу системы.

А что касается поручений МРГ – ни одно из них не выполнено.

«Выслушай женщину - и сделай всё наоборот?»

Самое интересное - Приложение 1 к письму.

Анализ реализации поручений Межведомственной рабочей группы (МРГ) по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) при Правительстве РФ (Протокол № 1 от 20 июня 2017 г.)

Комиссия РСПП по ЖКХ проанализировала ход реализации поручений МРГ по вопросам ЖКХ при Правительстве РФ (Протокол № 1 от 20 июня 2017 г.) и отмечает, что:

  1. Подготовленный Минкомсвязи России законопроект по вопросам уточнения административной ответственности содержит поправки, прямо противоположные содержанию поручений МРГ.

Законопроектом предлагается освободить Оператора системы от административной ответственности за нарушение практически всех технологических, программных, правовых и иных требований к ГИС ЖКХ, а также уменьшить для него размер штрафа (с 200 тыс. до 10 тыс. руб.)  Для поставщиков информации, напротив, предлагается увеличить количество составов правонарушений, значительно повысить размер штрафа (с 200 тыс. до 2 млн. руб.), ввести оборотные штрафы (в размере 1/10 размера годовой выручки), ввести расчет штрафов по количеству помещений и т.д.

По мнению Комиссии, подобные изменения законодательства не только вводят чрезмерную административную нагрузку на организации ЖКХ, но и фактически поставят большинство таких предприятий на грань банкротства, при этом, в первую очередь, предприятия малого и среднего бизнеса.

Так для небольшого ТСЖ, в управлении которого находится всего 1 МКД (40 помещений), минимальные суммы штрафов за месяц будут больше 120 000 руб., что в 3 раза превышает суммарные начисления собственникам за содержание помещений за месяц. Иными словами, некорректная работа ГИС ЖКХ приведет к тому, что работы по содержанию и ремонту дома попросту не будут производиться из-за отсутствия финансирования.

В связи с указанным, просим отклонить законопроект Минкомсвязи России и рассмотреть возможность внесения в законодательство изменений, разработанных по указанному вопросу отраслевым сообществом (Приложение 2).

  1. Корректировка состава информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, не произведена.

Изменения в приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ» до настоящего времени не внесены. Предложения компаний отрасли по вопросам сокращения состава размещаемой информации, исключения дублирований и избыточной информации не учтены.

Более того, несмотря на неоднократные замечания всего отраслевого сообщества и Минстроя России из приказа не исключена обязанность организаций ЖКХ переходить на единые лицевые счета потребителей, формируемые Системой. Установление подобных обязанностей не только не соответствует требованиям закона и функционалу информационной системы, но и повлечет значительные расходы абсолютно у всех участников рынка ЖКХ в связи с необходимостью доработки своих биллинговых систем. При этом ни экономических, ни технологических обоснований необходимости и целесообразности установления таких обязанностей Минкомсвязи России не представлено.

  1. Изменения в законодательство в целях обеспечения конкурентных условий реализации платежного функционала ГИС ЖКХ не подготовлены.

Сохраняется монопольное положение банка, отобранного единолично Оператором системы для приема платежей, а также сохраняются необоснованные привилегии Оператора системы по использованию ГИС ЖКХ. В частности, Оператор системы широко использует инфраструктуру Системы и размещенную в ней информацию в своей собственной коммерческой деятельности, в том числе в целях побуждения организаций ЖКХ к заключению возмездных договоров  оказания услуг с использованием платежного функционала Системы. При этом, несмотря на абсолютно неконкурентные условия таких договоров, у организаций ЖКХ отсутствуют какие-либо возможности их корректировки в связи с монопольным положением Оператора системы в установлении условий использования ГИС ЖКХ.

В связи с указанным, полагаем, что для обеспечения действительно конкурентных условий реализации платежного функционала ГИС ЖКХ Оператор системы должен функционировать на одинаковых со всеми другими платежными агентами условиях, т.е. исключительно на основании свободных договоров, заключаемых с поставщиками услуг ЖКХ.

При этом все условия взаимодействия поставщиков и Оператора Системы по вопросам приема платежей за услуги ЖКХ (сроки перечисления платежей поставщикам, состав и порядок размещения в Системе необходимой для приема платежей информации (начисления, задолженность и т.п.), размер комиссии, условия информационного обмена и др.) должны определяться самими сторонами в указанных договорах.

Такое изменение условий реализации платежного функционала Системы позволит не только обеспечить конкуренцию и повышение качества услуг Оператора системы, но и позволит избежать возникновения у поставщиков и потребителей повторных расходов на аналогичную деятельность. В частности, многие организации ЖКХ уже инвестировали значительные средства в повышение качества обслуживания своих потребителей и обеспечили предоставление им платежных документов в электронном виде с возможностью их оплаты в электронных платежных системах. Например, у гарантирующих поставщиков электрической энергии обязанность обеспечения таких условий обслуживания потребителей установлена нормативными правовыми актами с 2012 г.

  1. Повышение надежности работы ГИС ЖКХ не обеспечено.

Ситуация с неготовностью системы к полноценной промышленной эксплуатации осталась неизменной. Членами Комиссии отмечается сохранение значительного количества ошибок, недоработок, частое проведение технических работ в Системе, из-за которых загрузка данных останавливается на неопределенный срок, постоянное изменение функционала Системы разработчиком и т.п.

При этом имеющиеся технические ошибки носят системный характер, в связи с чем их устранение планировалось только в новых версиях ГИС ЖКХ, выход которых был ранее анонсирован после 01.07.2017 (т.е. уже после наступления обязанности поставщиков размещать информацию), однако данные ошибки не устранены и до настоящего времени. Перечень таких технических ошибок и соответствующие ответы службы технической поддержки представлены в Приложении 4.

В связи с указанным считаем целесообразным проведение комплексного аудита готовности Системы к промышленной эксплуатации с привлечением не только Минкомсвязи России и Оператора системы, но и поставщиков информации и пользователей Системы. Кроме того, на уровне нормативных правовых актов необходимо определить четкий и прозрачный порядок ввода в эксплуатацию и эксплуатации Системы, в т.ч. порядок ввода новых версий Системы (предложения представлены в Приложении 3).

  1. Необходимо также отметить «конфликт интересов», имеющийся у Минкомсвязи России, и другие системные недостатки правового регулирования Системы, в результате которых ГИС ЖКХ оказалась полностью выведена из-под существующих видов государственного контроля за государственными информационными системами.

В соответствии с законодательством Минкомсвязи России одновременно является лицом, выполняющим (координирующим) работы в отношении ГИС ЖКХ, а также лицом, контролирующим выполнение таких работ. В результате, в отношении ГИС ЖКХ не осуществляется ни технический, ни экономический государственный контроль.

Так в отношении всех других государственных информационных систем Минкомсвязи России обязано осуществлять контроль в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 675 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». В отношении ГИС ЖКХ такой государственный контроль за выполнением технических требований не проводится.

Кроме того, при установлении нормативных требований к другим государственным информационным системам и порядку взаимодействия с ними Минкомсвязи России обязано утверждать заключение об оценке целесообразности проведения и финансирования мероприятий по информатизации на основании представленных разработчиком проекта нормативного правового акта финансово-экономического и технико-экономического обоснований, содержащих необходимые расчеты, обоснования, описание ожидаемых конечных результатов мероприятий по информатизации.  Такие требования установлены постановлениями Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 и от 13.08.1997 № 1009.

В то же время, так как в отношении ГИС ЖКХ основным разработчиком всех нормативных требований (нормативных актов) является само Минкомсязи России,  необходимые обоснования и заключения об оценке экономической целесообразности установления требований к Системе не составляются.

Учитывая масштабность и социальную значимость ГИС ЖКХ, отсутствие государственного контроля за Системой представляется недопустимым.

В связи с указанным, предлагаем на законодательном уровне закрепить порядок осуществления указанных видов контроля либо устранить «конфликт интересов»,  закрепив функции государственного заказчика ГИС ЖКХ за другим федеральным органом исполнительной власти.

Также необходимо устранить другие недостатки нормативного регулирования ГИС ЖКХ, такие как отсутствие механизмов обеспечения достоверности информации в Системе, отсутствие в законодательстве условий доступа к информации в ГИС ЖКХ и т.п.

Таким образом, несмотря на поручения Межведомственной рабочей группы вынуждены констатировать, что позитивных изменений в работе Системы и в законодательстве о ГИС ЖКХ до настоящего времени не произошло.

Учитывая, что 1 января 2018 г. вступают в силу нормы, предусматривающие серьезную административную ответственность поставщиков информации, а также право не оплачивать услуги ЖКХ при отсутствии информации в Системе, просим Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, вернуться к вопросу рассмотрения работы ГИС ЖКХ и скорейшего внесения необходимых изменений в законодательство.

 Кроме этого, члены Комиссии считают целесообразным привлечение независимого эксперта для проведения аудита Системы и формирования отчета о ее готовности к применению на всей территории РФ.

Не превратить ли беду в победу?

Насколько можно судить, большая часть высказанных претензий  справедлива. Правда, помнится, ответственных за выполнение поручений  МРГ было двое: замминистра М.Евраев и замминистра А.Чибис…

Похоже, разработчику придётся не только доводить до ума «софт и хард», но и скорректировать саму логику работу системы. Так что сейчас наступает удобный момент, чтобы жилищным объединениям, во-первых, присоединиться к справедливым требованиям бизнеса, во-вторых, по возможности, дополнить их своими пожеланиями.

Что же касается высказываний: «ГИС ЖКХ не нужна, лучше бы от неё вовсе избавиться!»… Положа руку на сердце – едва ли это реально, в глубине души это понимают даже их авторы. Потому что обеспечение «прозрачности» взаиморасчётов и финансовых потоков  в ЖКХ и создание централизованной билинговой системы (чтобы никто не вздумал делать себе «заначки» местного значения из платежей потребителей!), сейчас, с точки зрения «властной вертикали» - едва ли не главная задача в жилищной сфере. Не будет ГИС – будет что-то другое, скорее всего, региональные РКЦ. Туда точно так же придётся посылать информацию, и они могут оказаться ещё менее «дружелюбными» к собственникам жилья, чем ГИС ЖКХ. И что будет лучше для председателя ТСЖ (вернее, хуже) – это бабушка надвое сказала (см. «Председатель ТСЖ» №6 2017 «Биллинг платежом красен »).

Поэтому чуда ждать не стоит, а стоит подумать о том, как из «необходимого зла» выжать, сколько можно, добра. Чтобы ГИС ЖКХ была для председателя не просто очередным «геморроем», но и давало кое-что взамен. Например,  служила «палочкой-выручалочкой» в вакханалии бесконечных отчётов и запросов информации, которыми донимают председателя ТСЖ всякие органы.  Чтобы один раз потрудиться, а потом просто давать ссылку на «электронные координаты» ТСЖ в ГИС: дескать, там всё есть. При желании можно найти в ГИС и другие позитивы, к примеру, функционал, позволяющий проводить собрания собственников он-лайн.

В общем, дорогу осилит идущий.

«Э, нет, торопиться не надо…»

Хотя закон №469-ФЗ в очередной раз отодвинул сроки наказаний за неразмещение информации в ГИС ЖКХ до 1 января 2018 г. (а в столицах и Севастополе ещё дальше), но сама-то обязанность размещать информацию действует уже третий месяц, с 1 июля 2017 г. И кое-кто из жилинспекторов уже пробовал по этому поводу штрафовать работающие в ЖКХ организации.

В связи с этим 28 августа появилось письмо замминистра А.Чибиса №30838 – АЧ/04, в котором Главный жилищный инспектор РФ обращает внимание своих подчинённых на последовательность указанных сроков. И рекомендует им такой выход из положения: предписания об устранении замеченных нарушений выписывать, начиная с 1 июля 2017г., но срок исполнения устанавливать не раньше 1 января 2018 г. Второй вариант – выдавать предостережение о недопустимости нарушений (в соответствии с ст.8.2 закона №294-Ф), а в случае, если организация не реагирует - переходить к первому варианту.   

Дизайн :
Яндекс.Метрика