Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №10 (120) за 2017 г.6

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 

На карандаш
До конца года в России пройдёт инвентаризация дворовых и общественных территорий. С одной стороны, это, безусловно, полезное мероприятие, а с другой стороны, не заменит ли оно оформление кадастровых документов, в частности, кадастровых паспортов на придомовыастки, на которых стоят МКД?

Цель - субсидии

Инвентаризация нужна, чтобы составить муниципальные программы благоустройства на 2018–22 г.г., а затем получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Как и в случае субсидий на капремонт от Фонда содействия реформированию ЖКХ, субсидии на благоустройство территорий получат регионы, добавят свою долю, а затем раздадут по муниципалитетам.
Правовые рамки инвентаризации заданы Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169, оно посвящено правилам предоставления субсидий на благоустройство. Что и как надо описывать – на этот счёт Минстрой разработал методические рекомендации (см. http://www.minstroyrf.ru/docs/14702/). По результатам инвентаризации будут составлены паспорта благоустройства территорий, а на их основе - всероссийский  реестр дворовых территорий, Реестр должен быть размещён в открытом доступе в  ГИС ЖКХ, заинтересованные лица смогут  с учётом этой информации обсуждать программы благоустройства территорий и голосовать за те или иные их варианты.

А причём тут население? 
Инвентаризация будет проводиться силами специалистов органов местного самоуправления, никакого контроля за их действиями и соответствием результатов обследования реальной действительности не предусмотрено. Правда, в п.2.1 Рекомендаций Минстроя есть такая скромненькая запись:

«При осмотре дворовой территории рекомендуется обеспечить участие собственников помещений в МКД или их представителей, лиц, ответственных за управление и содержание общего имущества МКД…». Ну, и после публикации паспортов и реестра жители муниципального образования и пользователи территорий, наверное, смогут – видя это несоответствие - каким-то образом указать на этот факт местной власти. Но это и всё, что они смогут, ничего подобного общественным слушаниям (или чего-то вроде) не предусмотрено.

Что будет в паспорте

Паспорт благоустройства дворовой территории должен содержать:

- границы территории с указанием координат центра двора и координат границы дворовой территории;

- перечень адресов МКД, образующих двор (в соответствии со справочником ФИАС, при отсутствии адреса в ФИАС используется адресная база ГИС ЖКХ, при отсутствии адреса в ФИАС и ГИС ЖКХ, необходимо обратиться в службу технической поддержки ГИС ЖКХ и пройти процедуру заведения адреса);

- перечень нежилых сооружений;

- перечень и описание элементов благоустройства в границах двора;

- общая площадь дворовой территории (в кв. м);

- площадь зданий, строений, сооружений, расположенных в границах двора;

- информация о правообладателях земельных участков - при этом указывается один из вариантов формы собственности на участок: муниципальная, государственная, неразграниченная, частная, в форме общедомового имущества - с указанием адреса или общего имущества собственников помещений в МКД (не перечисляя собственника каждой квартиры);

- дата и время окончания инвентаризации и актуализации информации.

Примерно та же информация (кроме адресов МКД) должна описывать и благоустройство общественных территорий: парков, скверов, набережных и т.д.

Каждому элементу благоустройства присвоят класс или подкласс, согласно Приложению№ 1 к рекомендациям Минстроя.
Разместить результаты инвентаризации в ГИС ЖКХ – дело органа местного самоуправления, место им - в модуле «Формирование современной городской среды».

Вместо или вместе с…?

Если вдуматься в правовой смысл задуманного мероприятия -  паспортизацию территорий запланировано провести так, как будто львиная доля этих территорий не находится (или не должна находиться) в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Имеются в виду придомовые земельные участки (ПЗУ). Никакого согласования паспортов с собственниками ПЗУ не предусмотрено. 

Вполне возможно, что помимо своего первого - очевидно позитивного смысла – инвентаризация дворовых и публичных территорий имеет ещё и второе назначение: похоронить мысль о повсеместной реализации ст.16 федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Не исключено, что истэблишмент задумал вместо оформления кадастровых паспортов на ПЗУ – там, где они ещё не оформлены (а это львиная доля МКД страны) – ограничиться паспортами дворовых и публичных территорий. И на этом посчитать «земельный вопрос» (применительно к общему имуществу МКД) окончательно решённым. Ну, а то, что кадастровые паспорта на ПЗУ и паспорта на дворовые территории – это две большие разницы, думаю, читателям нашего журнала объяснять не надо…

Конечно, хочется верить, что этот прогноз не оправдается. И запланированная инвентаризация ПОМОЖЕТ оформлению кадастровых паспортов, а не помешает этому долгожданному (как-никак с момента выхода закона №189-ФЗ скоро исполнится 13 лет!) процессу.

Полонский Юрий

  

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика