Опубликовано в журнале «ПредседательТСЖ»№5(104)2016 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Подготовленный Минстроем проект очередных поправок в ЖК РФ носит отчасти революционный, отчасти бредовый характер. Но в этом бреде просматривается чёткое намерение: по возможности, свернуть жилищное самоуправление в стране. По крайней мере, создать для этого все условия - чтобы любое неугодное властям жилищное объединение можно было в нужный момент ликвидировать под благовидным предлогом.   

К примеру, ЖСК и ЖК с выкупленными паями должны будут срочно перерегистрироваться в ТСЖ, иначе их ликвидируют по суду. А ТСЖ подвергнутся «экзаменационной зачистке», подобной прошлогодней «лицензионной зачистке» УО.

Что было, что будет

Законопроект разработан Минстроем, появившись в начале апреля на сайте http://regulation.gov.ru/projects#npa=46686,  он вызвал у жилищного сообщества бурю эмоций. Ну, ещё бы! Чего стоит только поголовная ликвидация ЖСК, ЖК или  обязательная аттестация председателей ТСЖ.

Теперь подробнее об основных новеллах:

  1. Если жилинспектор обнаружит какое-то нарушение в решении собрания собственников, договоре управления, договоре соцнайма, уставных  документах ТСЖ и выданное им предписание об устранении не исполнено в МЕСЯЧНЫЙ срок – орган государственного жилищного надзора (ГЖН) обращается в суд.  Если речь идёт о ТСЖ - с иском о его ликвидации. Не вправе обратиться, как было прежде, а обращается. Тут явно присутствует оттенок обязательности,  именно так это и будет воспринято чиновниками на местах. А что такое привести в месячный срок учредительные документы ТСЖ в соответствие с законодательством, думаю, нашим читателям объяснять не надо  (изменение касается п.6 ст.20 ЖК РФ).
  2. Голосование на общем собрании собственников помещений устанавливается не «по площадям», а «по головам»: по принципу «один собственник – один голос» (изменение ч.3 ст.48 ЖК РФ). 
  3. Всем ЖСК, ЖК после выплаты последнего пая предписано в 3-х  месячный срок перерегистрироваться  в ТСЖ,  после истечения контрольного срока орган ГЖН должен будет в течение 10 дней обратиться в суд с иском о ликвидации тех, кто этого не сделает (изменение ч.1 ст.110 и 123 ЖК  РФ).

Чтобы у действующих с прошлого века ЖСК, ЖК насчёт себя не было никаких иллюзий, в ст.2 законопроекта специально добавлено, что они обязаны перерегистрироваться в ТСЖ в течение 3-х месяцев после вступления в силу законопроекта.

4. После того, как на общем собрании собственников 50%-ым кворумом принято решение о создании ТСЖ, все собственники помещений в МКД - независимо от желания - автоматически становятся членами товарищества (изменения ч.1,2 ст.143 ЖК РФ).

5.  Председателем ТСЖ должен будет иметь квалификационный аттестат, который надо подтверждать каждые 5 лет (изменение ст.149 ЖК).

6. Долги прежнего собственника по оплате услуг ЖКХ переходят к новому собственнику. То же самое касается новосёла, принявшего по акту своё помещение от застройщика (изменение ч.3 ст.158).

7. В случае прекращения управления домом ТСЖ, ЖСК, ЖК за 30 дней до указанного события должны передать новому управляющему   техдокументацию на МКД (дополнение 3.1 и 3.2 в ст.161.1).

8. При смене способа управления или управляющего МКД прежний управдом должен передать новому остатки платы за содержание дома в объёме неисполненных им обязательств (дополнение ст.161.1 ЖК РФ).

9. По результатам открытого конкурса договор управления с собственниками помещений подписывает лицо, определённое  органом местного самоуправления (изменение ч.13 ст.161.1).

10.  Заключение договора управления с каждым собственником помещения в МКД отныне становится излишним, от имени собственников договор с УО заключает лицо, определенное решением их общего собрания. Типовые условия такого договора и  методические указания по определению его цены утверждаются подзаконным актом Минстроя. При заключении договора управления по результатам открытого конкурса вместо собственников помещений в МКД с УО его заключает лицо, определённое органом местного самоуправления (изменение ч.1 ст.162).

11.  Перечень  существенных условий договора управления дополняется ещё одной позицией:

«5) заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг» (дополнение в п. 3 ст.162).

Здесь снова муссируется тезис, что РСО, дескать, продают УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК коммунальные ресурсы, а те,  используя эти ресурсы, предоставляют жителям МКД коммунальные услуги.

12.   Собственники помещений МКД смогут установить в договоре управления  испытательный срок (не более 3-х месяцев), в течение которого они вправе отказаться от исполнения договора без обоснования причин отказа (дополнение 5.1 в ст.162).

13.  При расторжении договора управления  собственники помещений обязаны возместить расходы УО, исполнившей свои обязательства по содержанию МКД, но не получившей плату за это в полном объеме (дополнение в п.8 ст.162).

14. Раньше собственники помещений могли отказаться от исполнения договора управления МКД на основании решения своего общего собрания в одностороннем порядке, если УО не выполняет условий договора,  а теперь такая возможность у них появится лишь в том случае, если в течение года УО не исполнит предписание ГЖН по устранению лицензионного требования или допустит такое нарушение повторно (изменение п.8.2 ст.162).

15. Если раньше собственники  помещений могли изменить способ управления  МКД в любое время, то теперь соответствующее решение их собрания вступит в силу лишь после окончания действия  договора управления (дополнение п. 8.3 в ст.162).

Согласитесь, что многие из этих предложений очень сомнительны, их ещё надо обсуждать и обсуждать. А некоторые у жилищных активистов ничего, кроме решительного протеста, вызвать  не могут.

Толку чуть

Безусловно полезных новелл в законопроекте очень мало, пожалуй, можно указать лишь на две:

- новоселы, принявшие по акту своё помещение от застройщика, но ещё не получившие свидетельства о собственности, смогут голосовать на общем собрании собственников, такое собрание будет правомочно, если в нём примут участие собственники, обладающие более, чем 2/3 голосов собственников помещений в МКД, при этом собственник, обладающий более чем 20% голосов, принимать участие в таком собрании не сможет, решение будет приниматься без него;

- судебный спор о решениях общего собрания собственников может быть основанием для приостановки оспариваемого решения лишь в  том случае, если этого требует большинство собственников.

«Кот из мешка» появится через девять месяцев

Ещё одна угроза для жилищных объединений – это подзаконные акты, призванные  конкретизировать положения законопроекта. Сейчас это своеобразный «кот в мешке», которого не видно,  но отказаться от которого будет нельзя. Хорошая традиция, бытующая в цивилизованных странах: обнародовать ОДНОВРЕМЕННО и сам законопроект, и проекты подзаконных актов к нему – для россиян остаётся пока что несбыточной мечтой.  Хотя и то, и другое готовят одни и те же работники Минстроя.

Вот с чем ещё нам предстоит познакомиться:

  1. Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка передачи неиспользованных денежных средств, полученных в оплату за содержание жилого помещения при смене способа управления МКД либо отказе и (или) расторжении договора управления МКД".

Он должен появиться через 9 месяцев после вступления в силу закона.

  1.  Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также состава минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядка их оказания и выполнения".

Этот документ – по замыслу Минстроя  - должен заменить «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Все, кто занимается управлением и обслуживанием жилищного фонда, понимают, как важен этот документ, едва ли не столь же важен, как и сам предлагаемый законопроект.

Он тоже будет подготовлен в 9-месяный срок после начала действия закона.

  1. Проект приказа Минстроя России "Об утверждении типовых условий договора управления МКД, а также методических рекомендаций по определению цены такого договора".

Тоже суперважный документ, который может принести немало пользы отрасли, а может нанести ей непоправимый вред. 

Проект приказа будет разработан Минстроем в течение полугода после принятия двух указанных нормативных актов.

  1. Проект приказа Минстроя России "Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена, перечня вопросов для его проведения, порядка определения результатов квалификационного экзамена, порядка и условий выдачи, аннулирования такого аттестата, снования для принятия решения об отказе в выдаче такого аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов".

Здесь тоже срок установлен 9 месяцев после введения в действие закона.

В общем, условия существования жилищных объединений и раньше были крайне затруднены,  а в случае принятия этого законопроекта  они станут просто невыносимыми. Надо что-то делать. 

Дизайн :
Яндекс.Метрика