КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №3(18) 2009

 

В одном из прошлых выпусков мы уже касались темы проведения собраний, затрагивая общие принципы построения грамотного общения с аудиторией. Сегодня мы остановимся на одной из самых распространенных проблем, возникающих в ходе налаживания контакта с собравшимися жильцами, - нейтрализации тех, кто мешает проведению собрания и вносит диссонанс в процесс обсуждения важных проблем. Всем, кто встал на путь лидера жилищных объединений, приходится сталкиваться с проблемами, возникающими в ходе обсуждения общих задач. Особенно тяжелые и непредсказуемые ситуации возникают во время проведения очных собраний жильцов. А между тем перед вами стоит задача подтолкнуть членов объединения к активному участию в дискуссиях и умению принимать коллективное решение. Вот тут-то и начинаются трудности…

Один из опытных и давно действующих председателей жаловался на то, что, при всем желании, никогда не может вовремя завершить обсуждение дел товарищества из-за нескольких постоянно присутствующих собственников, мешающих проведению собраний.

- Иногда я так устаю от их вечных придирок, бестолковых высказываний и всяческих подозрений, что и сам не могу сосредоточиться - начинаю нервничать, срываться. Одни боятся всего на свете, другие пристают с глупыми вопросами, третьи просто болтают с соседями, - с горечью рассказывал он.

Давайте же рассмотрим, какие причины чаще всего мешают продуктивному проведению важных мероприятий и каким образом можно нейтрализовать негативные ситуации.

Прежде всего: что же может служить источником подобных неудач?

1. Личностные особенности участников.

2. Отношения между людьми.

3. Организация самого процесса проведения собрания.

Мы видим, что многие причины являются чисто психологическими, и каждая из них, а тем более все вместе, могут блокировать продуктивную работу собрания. Рассмотрим самые распространенные блокирующие ситуации и способы их нейтрализации. Итак:

1. Один человек или группа людей идут на явный обман, искажение фактов, нечестные заявления.

Выход: никогда не следует грубо и эмоционально уличать человека в обмане. Сделайте это психологически грамотно и максимально спокойно:

- попросите предъявить факты и обоснования, подтверждающие сказанное;

- предложите провокатору самому оценить последствия: «Что будет, если ваши обвинения не подтвердятся?» Можно высказаться в форме предположения: «Надеюсь, вы проверили все факты, о которых говорите?»

2. На вас пытаются оказать давление.

Выход: не поддавайтесь нажиму и сохраняйте спокойствие. Не заостряйте внимание на применяемой оппонентом тактике и не провоцируйте его - так вы дадите ему возможность отступить, «сохранив лицо». Обоснованно сравните перед собравшимися все выгоды и потери, ожидающие объединение в случае уступки вашему противнику и в случае компромисса.

3. Кто-то остановился на выяснении причин и выявлении виновных. Этот процесс может продолжаться до бесконечности, уводя в сторону от решения проблемы.

Выход: объясните собравшимся, что, несмотря на важность выяснения причин, еще важнее найти выход из создавшегося положения. Предложите не тратить время на то, что в данный момент не является существенным.

4. Вы видите явные признаки психологической войны - выпады, угрозы, обвинения.

Выход: дайте агрессору высказаться, после чего спросите: «У вас все?» Вежливо объясните ему, что, вместо того чтобы внести свои предложения, он попросту ведет бой. Зачастую человек даже не догадывается о том, что он проявляет явную агрессию. Постарайтесь нейтрализовать его состояние положительными эмоциями, например таким образом: «Вы очень рассудительный и уравновешенный человек. Вероятно, существуют серьезные причины для того, чтобы вы пошли в бой». Признайте свои ошибки - это лучший способ обезоружить агрессора. Неплохо будет попробовать переключить его в созидательное русло: «Нам было бы понятнее, если бы вы объяснили вашу позицию в спокойном тоне. Думаю, это будет интересно всем собравшимся».

5. Собрание превращается в обсуждение посторонних тем, не имеющих отношения к повестке дня.

Выход: ни в коем случае не обрывайте подобные разговоры грубым окриком. Все высказывания, уводящие в сторону, старайтесь немедленно остановить вопросом: «Относится ли то, что вы говорите, непосредственно к нашей повестке дня?» Вы можете отреагировать, подчеркнув свое уважение к людям, интересующимся посторонним вопросом: «Несомненно, это заслуживает отдельного и очень серьезного обсуждения. Но, к сожалению, в данный момент мы должны обсудить поставленную на повестку дня тему. А в следующий раз мы непременно обсудим интересующую вас проблему».

6. Делается попытка опровергнуть то, о чем говорится на собрании, подвергается сомнению важность обсуждаемого вопроса.

Выход: Не теряйте самообладания, но твердо настаивайте на том, чтобы оппонент обосновал свою точку зрения. Вполне возможно, что она не лишена смысла. Если же его мнение лишено серьезных оснований, лучше всего придать делу иной поворот и нейтрализовать ситуацию при помощи фразы типа: «Все это, конечно, имеет значение, но….», или: «Ваше мнение важно для нас, но в данный момент…». Далее - спокойно и доходчиво мотивируйте свои аргументы.

7. Некоторые жильцы часто «перескакивают» с темы на тему.

Выход: останавливайте говорящих вопросом: «А разве мы уже полностью закончили обсуждение предыдущей проблемы?» Поддержите важность темы, спокойно напомнив: «Это, безусловно, заслуживает внимания, но сегодня на повестке дня обсуждается совсем другой вопрос».

Как мы можем убедиться, при проведении собраний не бывает безвыходных ситуаций, и предложенные нами рекомендации помогут вам справиться с наиболее распространенными трудностями. Рассмотрим теперь некоторые ситуации, связанные непосредственно с личностными качествами участников собрания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ УЧАСТНИКОВ, ИГРАЮЩИХ «БЛОКИРУЮЩИЕ» РОЛИ

Прежде всего помните о том, что, за редким исключением, «блокирующие» роли не являются осознанным желанием сорвать собрание. Они зависят от личностных особенностей участников. Чем раньше будут выявлены люди, играющие «блокирующие» роли, тем легче будет их нейтрализовать.

Рассмотрим типы участников собрания, выполняемые ими роли и способы нейтрализации.

«Агрессор». Этот участник собрания критикует всех подряд, не особенно церемонясь с выбором выражений. Вспыльчив, несдержан. Он принижает права окружающих, ни с кем не считается, оспаривает все, что предлагается.

Способы нейтрализации:

На любое критическое замечание следует немедленно реагировать вопросом: «А вы что предлагаете?» Как правило, такие люди конструктивных предложений внести не могут.

Напомнить о том, что излишняя критика влияет на продуктивность работы собрания. Общаться с подобными людьми необходимо подчеркнуто вежливо и спокойно.

«Вздорный». Он нетерпелив, несдержан, зачастую истеричен. Возбужденно требует признания своей правоты, его приходится постоянно останавливать и призывать к порядку.

Способы нейтрализации:

Ни в коем случае не перенимать его манеры поведения. Лучше всего делать таких людей своими союзниками, еще до собрания побеседовав с ними и склонив на свою сторону. В процессе спора опровергать их необходимо с помощью третьих лиц, а в экстремальных случаях следует сделать перерыв в ведении собрания. Это поможет остальным участникам собрания расслабиться, а вздорному человеку выпустить пар.

«Выпавший». Отвлекается, в обсуждении не участвует, переключает соседей на посторонние темы, мешая им сосредоточиться на проблеме.

Способы нейтрализации:

Делать замечания такому человеку - непродуктивно. Он может сосредоточиться на короткое время, после чего вновь начнет отвлекать окружающих.

Непременно предложите высказаться по теме собрания, внести свои предложения: «Всем присутствующим очень хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу». Можно пресечь его поведение, в шутливой форме поручив ему вести протокол собрания в качестве наказания за рассеянность.

«Ищущий признания». Этот участник собрания хвастается, много говорит, утверждает свой статус. Участие в собрании для него - всего лишь повод для самоутверждения.

Способы нейтрализации:

Не делайте ему замечания в резкой форме типа «Говорите по существу! Мы уже устали слушать, какой вы гениальный». Лучше покажите, но в завуалированной форме, что его высказывания касаются только его собственной персоны: «Каким образом можно использовать для решения вопроса то, что вы нам сообщили?» Возвращайте его в русло обсуждаемой темы: «Какие конкретные предложения вы хотите внести? Пожалуйста, сформулируйте их».

«Всезнайка». Считает себя специалистом в любой области, навязывает свое мнение по каждому вопросу.

Способы нейтрализации:

Предпочтительно посадить его рядом с председателем, для того чтобы в любой момент иметь возможность напомнить о регламенте и праве высказаться для других участников.

Можно спокойно призвать собравшихся людей занять определенную позицию по отношению к его высказываниям.

«Словоохотливый». Много говорит без необходимости, не обращая внимания на время.

Способы нейтрализации:

Рекомендуется расположить рядом с председателем или другой авторитетной личностью, чтобы иметь возможность напоминать ему о регламенте и тактично останавливать. Старайтесь вежливо призывать его высказываться коротко и по существу вопроса.

«Доминирующий». Потребность в доминировании присуща многим. Подобный участник собрания постоянно пытается перехватить у председателя инициативу. Его цель - завладеть вниманием людей, манипулировать ими в своих интересах.

Способы нейтрализации:

Постарайтесь спокойно, но уверенно останавливать его репликами типа «Ваше предложение - всего лишь один из возможных вариантов, давайте выслушаем мнения остальных». Необходимо тактично напомнить ему о том, что на данном собрании он не может иметь статуса лидера: «Как видно, вы хорошо осведомлены в этом вопросе. Вот вам мы и хотели бы поручить его решение».

«Разрушитель». Психологи отмечают, что неудачи в проведении собраний во многих случаях происходят по вине присутствующего на них «адвоката дьявола» - человека, специально защищающего явно неправое дело. Такой человек ведет собрание к провалу, задавая заведомо тупиковые вопросы, провоцируя людей.

Способы нейтрализации:

Старайтесь сбить его с толку игнорированием вопроса: «Вы не обостряете обсуждаемую проблему, а попросту уводите нас от ее решения». Переадресовывайте ему же его провокационный вопрос: «Простите, мы хотели бы для начала услышать именно ваш вариант ответа». «Разрушитель» окажется в затруднительном положении.

«Почемучка». Постоянно задает вопросы, часто интересующие только его одного, тем самым отвлекая собравшихся людей и отнимая у них время.

Способы нейтрализации:

Следует просить его высказывать собственное мнение по всем задаваемым им вопросам. Несколько раз не получив ответа, он вынужден будет умерить активность.

«Трус». Не уверен в себе, молчит, боится принять решение, высказаться. Опасен тем, что вслед за ним могут лишиться решимости и другие члены объединения.

Способы нейтрализации:

Необходимо задавать легкие вопросы, поддерживать, успокаивать, одобрять. Следует внушить ему, что принятие какого-либо решения не повлечет лично для него тяжелых последствий.

Привыкнув действовать подобным образом, вы очень скоро будете без напряжения контролировать процесс ведения собрания и будете способны справиться с любой возникшей ситуацией. Главное, о чем не нужно забывать: никогда не следует пресекать действия нарушителей в грубой или оскорбительной форме. Помните: вы в любой ситуации должны оставаться на высоте.

Ирина ТАРАСЕНКОВА,

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика