Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2(17) 2009

 

Отмечать малейшее противоречие, которое вы непременно отметили бы в другом человеке. Это самый полезный вид тренинга, который мы могли бы рекомендовать.

Каждый председатель ТСЖ по роду своей деятельности сталкивается не только с  различными категориями специалистов и управленцев, выстраивая взаимоотношения с ними с учетом их психологии. Практически ежедневно ему приходится  общаться  с жильцами самых разных возрастных категорий. И, как правило, наиболее сложными  категориями в общении, нередко ставящими в тупик, становятся пенсионеры и подростки.

Первая группа - это люди, прошедшие долгий и трудный путь, обладающие собственным опытом, сложившимся мировоззрением. Вторая - олицетворяет  будущее России и должна уже на этом этапе включаться в процессы, происходящие в стране, начиная с ответственности за дома, в которых они проживают.

С обеими возрастными группами нельзя не считаться.

К сожалению, именно с ними связано множество проблем, возникающих  и у председателей,  и  у активистов жилищных объединений. Построить позитивные отношения  как с пожилыми, так  и с юными жителями оказывается зачастую гораздо труднее, чем с людьми среднего возраста. Рассмотрим основные ошибки.

Итак, мы имеем дело с пенсионерами. Точнее, с  той  часть  людей пенсионного возраста, которые перешагнули рубеж активности и, как правило,  тяжело воспринимают и переживают любые перемены, происходящие в стране.

Многие из них чувствуют себя обиженными  государством,  которому отдали   свои  силы и здоровье,  и вынуждены сводить концы с концами  зачастую  без поддержки со стороны собственных детей и внуков. Между тем этим ветеранам необходимо чувствовать себя необходимыми обществу.  Многие председатели, не принимая их в расчет, сталкиваются с огромными проблемами, поскольку пожилые люди, подозревающие  более молодых  в неуважении к себе, нередко проявляют агрессию и создают активу и объединению в целом немало проблем. Как выясняется, энергии на составление многочисленных жалоб во все мыслимые инстанции у них оказывается предостаточно.

Винить их за это нельзя. Не проще ли проявить к людям преклонного возраста внимание и уважение? Сделать это необходимо не дожидаясь, когда забытый и обиженный старик начнет действовать, используя опыт далеко не лучших времен доносительства и подстрекательства.

Проведя небольшое журналистское расследование, мы выяснили, что даже успешные и активные председатели нередко страдают от действий людей пожилого возраста. Особенно непримиримыми оказываются те, кто в былые годы занимали руководящие посты и привыкли, что с их мнением считаются. Стоит такому человеку услышать в свой адрес фразу вроде «Хватит, пожили уже с вашим коммунизмом» или «Вы свое отжили, дайте нам самим решать» - и враг вам обеспечен. Причем враг, которого нельзя недооценивать. Поэтому попробуйте войти в его положение и наладить контакт с этим пожилым, но еще активным жителем. Необходимо узнать, не нуждается ли он в помощи, общении, не желает ли проявить себя на благо товарищества. Вполне возможно, что старикам просто необходимо сознание собственной значимости.

Будьте с ними приветливы, не забывайте поздравить с праздником, спросить совета - и вы увидите, что люди преклонного возраста не только умеют быть благодарными, но и могут приносить реальную пользу.

Гораздо труднее найти подход к другой категории - подросткам. У них пока нет права голоса, их не увидишь на собраниях и кляузы они строчить не станут. По очень простой причине - в этом возрасте юные граждане еще не заглядывают в будущее и не задумываются о переменах, происходящих в стране.

Им чаще всего безразлично, сколько родители платят за коммунальные услуги, в каком состоянии находятся подъезды и кто управляет домом, в котором они проживают.

Между тем, для того чтобы сформировать в подростках гражданскую позицию и осознание себя будущими хозяевами-собственниками, необходимо действовать уже сейчас.

Тем более что, зачастую сбиваясь в «стаю», они портят имущество товарищества, распивают в подъездах спиртные напитки, пачкают стены нецензурными надписями.

Не спешите осуждать. Вспомните, не приходилось ли вам в их годы разбивать стекла, препираться с взрослыми и курить тайком от родителей, разбрасывая в подъезде окурки?

Может быть, вы сможете припомнить и собственное раздражение при первых же фразах многочисленных воспитателей «Мы в ваши годы…» или «Ну и молодежь пошла!».

Сами понимаете, что разговаривать с подростками с позиции воспитания и осуждения по меньшей мере бесполезно. Пить пиво, ругаться и пачкать стены они не перестанут.

Скорее - наоборот, вы столкнетесь с агрессивным поведением и действиями «назло».

Что же делать в том случае, если несовершеннолетние жильцы вашего дома, собравшись в компанию и облюбовав для своих «посиделок» подъезд или дворик, сводят на нет работу уборщицы и мешают окружающим?

Прежде всего - не гнать, не запрещать, не обещать пожаловаться родителям или принять меры, пригрозив милицией. Этим вы ничего не добьетесь. Лучше не пробовать разговаривать с подростками, когда их много. Стараясь выделиться в  своей компании, каждый посчитает своим долгом нахамить вам. Положительного результата, разумеется, вы не добьетесь.

Поначалу необходимо вычислить среди них лидера. Сделать это не трудно, если хорошенько понаблюдать. Именно с ним вам и следует вступить в контакт.

Так поступила председатель ЖСК «Меридиан», убедившись в том, что весь дом буквально стонет от действий несовершеннолетних. Они курили и распивали спиртные напитки, сквернословили, а три уборщицы, одна за другой, вынуждены были уволиться, устав убирать осколки бутылок и кучи окурков.

Верховодил всеми безобразниками четырнадцатилетний Никита, юноша смышленый и обладающий определенной харизмой. Встретить парня на лестнице без компании для Марины Сергеевны не составило особого труда - к разговору она подготовилась загодя.

- Привет, Ник. Можно тебя на минуточку? Видишь ли, мне нужна твоя помощь, но тебя трудно встретить одного, без компании, - начала женщина.

Юноша, услышав, что его окликнули так, как называют только близкие друзья, заинтересованно взглянул на собеседницу.

- Ты, конечно, знаешь, что я новый председатель  нашего ТСЖ, и уверен, что сейчас услышишь нудную речь о правильном поведении в социуме. Нотаций читать не собираюсь. Признаюсь тебе:  сама курю, никак с этой привычкой не расстанусь,  да и пивом тоже не брезгую. А помочь мне можешь только ты. Знаешь сам, как достала всех жильцов твоя компания, а все шишки сыплются на меня.

В данный момент мы боремся за наши подвальные помещения - я хочу выделить там место для молодежного клуба. Будете тусоваться в нормальных условиях. Повлияй, пожалуйста, на своих друзей, не хотелось бы, чтобы какая-нибудь комиссия придиралась к нам в ближайшее время. Хочу обратиться с личной просьбой. Поставьте банки для окурков на подоконниках, а бутылки не разбивайте - лучше складывайте их возле мусоропровода. Наши старушки будут иметь доход к пенсии. Если продержитесь хотя бы три месяца - буду очень благодарна. Хотела поговорить со всей твоей компанией, но решила, что лучше обсудить это дело с тобой. Ведь я для твоих приятелей не авторитет, а тебя они уважают. Кстати, подумайте, как лучше оборудовать будущий клуб. У меня есть кое-какие идеи, но ваши скорее всего будут лучше.

Оставив озадаченного и польщенного юношу, председатель поспешила по своим делам.

Возвращаясь через два дня с работы, Марина Сергеевна услышала доносящийся с верхнего этажа знакомый голос:

- Сказал же, не бросать окурки! Непонятно, что ли?

Никита оправдал ожидания председателя.

Вывод прост: главное - вычислить лидера, говорить с ним на привычном для него языке и просто попросить помощи, подчеркнув непременно его авторитет среди сверстников. Как и взрослые люди, подростки любят, когда с ними считаются и советуются.

ЗА 30 СЕКУНД УБЕДИТЬ СОБЕСЕДНИКА

Наверное, каждому хотя бы один раз в жизни приходилось сталкиваться с ситуацией, когда речь выступающего перед аудиторией человека не только не доходит до восприятия тех, кому она предназначается, но и с каждой минутой запутывает их сознание все больше и больше. А зачастую очень сильно раздражает. А теперь прочитайте следующее:

Вполне реально научиться говорить эффективно, убедительно и сжато. Мы постараемся помочь вам привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, рассказать занимательную историю, попросить то, что вам необходимо (и получить это), всего за 30 секунд. Вы должны научиться излагать свою позицию сослуживцам, семье, друзьям и всем, с кем имеете дело, - от секретаря до высокого чиновника. Используйте простые приемы. Вы сэкономите время и достигнете большего результата, чем предполагаете.

А теперь - ВНИМАНИЕ! Только что вы прочитали 30-секундное сообщение. Понятно, что деловые встречи не могут укладываться в столь короткое время. Однако психологи доказали, что внимание человека наиболее эффективно работает на восприятие информации именно в  первые 30 секунд общения с собеседником. И если вы сразу хотите привлечь внимание нужного вам человека или большой аудитории, постарайтесь изложить основную мысль вашего выступления или просьбы именно за этот маленький промежуток времени.

Именно эффект 30 секунд чаще всего применяется в области профессиональной рекламы на радио или телевидении. Поэтому многие привыкли воспринимать основную информацию именно в таком режиме.

Таким образом, если вы хотите, чтобы слушатель заинтересовался сутью вашей речи или просьбы, вступление должно излагаться вами именно за такой интервал времени. При этом оно должно содержать в себе все основные тезисы, выводы или просьбу, в зависимости от того, чего именно вы пытаетесь добиться.

Не так давно мне довелось побывать на одной из важных конференций, где с докладами выступают специалисты в сфере ЖКХ. Во время одного из серьезных выступлений зал не только затих, но и успел погрузиться в глубокий сон, несмотря на то, что доклад был чрезвычайно важным и полезным. После выступления один из моих соседей спросил своего коллегу:

- А о чем, собственно, он говорил? Пока я пытался вникнуть в суть его выступления, все меньше ее воспринимал.

Дело было именно в том, что оратор не сумел в течение первых секунд выступления заинтересовать аудиторию и заставить людей отбросить все посторонние мысли.

Каков же вывод? Прежде, чем выступать на собрании, идти с просьбой на прием к чиновнику, постарайтесь сделать следующее: изложите суть вашего выступления или просьбы на бумаге. Сократите ее таким образом, чтобы довести максимум информации за минимально кроткий промежуток времени. Главное - поставить перед собой ясную цель и уметь в течение 30 секунд ее изложить.

Исключите малозначительные детали, распространенные слова-паразиты и повторения. Вы увидите, как постепенно вам становится все легче грамотно и убедительно излагать свои мысли. Перед тем, как приступить к работе над своим сообщением, непременно задайте себе основные вопросы: почему я туда иду? зачем мне нужна эта беседа? почему я хочу встретиться с этим человеком? почему я выступаю на этом собрании?

Вашей целью должна стать только одна. Если вы одновременно поставите перед собой несколько, к примеру: добиться выделения средств на ремонт, произвести удачное впечатление и завести необходимые знакомства - вы рискуете запутаться и не добиться в итоге ничего. Нельзя одновременно демонстрировать знание истории, просить содействия в каком-либо деле и думать при этом, какое впечатление производит на собеседника ваш новый костюм.

Как только ваша цель стала ясна, можете приступать к подготовке вашего сообщения.

Теперь вам необходимо научиться излагать необходимую информацию вслух и стараться быть при этом как можно более убедительным. Помните о магической силе 30-секундного сообщения.  Это вовсе не означает, что вы должны учиться говорить со скоростью, не свойственной вам и мешающей восприятию вашей речи слушателями. Необходимо развивать в себе способность излагать свои мысли спокойно, четко, уверенно и раскованно. И не забывайте, что умение это приходит с опытом и практикой. Такие практические занятия вы вполне можете организовать для себя сами.

Старайтесь как можно больше репетировать перед зеркалом, вслух обращаясь к своему отражению. Скоро вы научитесь объективно оценивать собственную способность выражать мысли и чувства.

Очень полезно применять прием изложения за 30 секунд в общении с членами семьи в тех случаях, если вы желаете от них чего-либо добиться. Вы сами сможете убедиться, что, услышав спокойную просьбу, изложенную за 30 секунд, ваш ребенок скорее отправится делать уроки, а супруг займется починкой пылесоса, чем в том случае, если вы будете долго и нудно просить, упрекать и настаивать.

Итак, прежде всего необходимо понимать цель, которой вы хотите добиться, и научиться говорить так, чтобы собеседник как можно скорее, не переключаясь, понял вашу мысль. Затем - осваивать искусство излагать ее максимально сжато, уверенно и доходчиво. Если вы потратите на это совсем немного времени и усилий, результат превзойдет самые смелые ожидания.

Дизайн :
Яндекс.Метрика