Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1 2009

Постоянная рубрика, посвященная психологии общения и управления, ориентированная на руководителей жилищных объединений, появилась на страницах нашего журнала в прошлом году. Введена она была не случайно. Как показала практика, многие председатели оказались совершенно не готовыми к взаимодействию с различными группами людей, с которыми им приходилось в силу своих обязанностей вступать в контакт.

Мы привлекли к сотрудничеству профессионального психолога, и первые публикации уже вызвали множество положительных отзывов наших читателей.

Рекомендации Ирины Тарасенковой оказались интересными и полезными не только для председателей ТСЖ и ЖСК. В прошлых выпусках вы могли ознакомиться с темами «Проведение собраний», «Приемный день председателя», «Взаимодействие с чиновниками», а также пройти ликбез по умению правильно и к месту одеваться, узнать тайны жестов, мимики и манеры разговаривать, понять значимость для человека его собственного имени.

Следуя советам психолога, вы узнаете секреты успехов и неудач. Надеемся, научитесь добиваться поставленной цели и определять отношение собеседника.

Итак, мы продолжаем нашу рубрику. Читайте в ближайших номерах: «Работа с подростками и пожилыми жильцами», «Как убедить собеседника за 30 секунд?» и многое другое.

Взаимодействие с коллегами

Известно, что институт ТСЖ держится на принципе объединения собственников. Внутри этой маленькой ячейки формируется новая система взаимоотношений. Процесс происходит медленно и болезненно - люди за последние годы привыкли жить под девизом «каждый - сам по себе». Но институт ТСЖ - это целая сеть таких ячеек, система, объединяющая их одной грандиозной задачей, - задачей воспитания собственника. Поэтому сегодня мы затронем одну из самых актуальных тем: необходимость взаимодействия между коллегами-председателями. Опыт показывает, что дела продвигаются намного эффективнее и быстрее у тех, кто обменивается опытом, чем у одиночек, идущих по трудному пути самостоятельно. Так с чего же начать и как строить так необходимые вам отношения с коллегами? Для начала необходимо узнать, где и как можно установить контакты. Прежде всего вы должны навести справки обо всех ТСЖ, расположенных в вашем районе, - вы изначально имеете массу общих интересов, взаимодействуете с одними и теми же чиновничьими структурами, и найти общий язык вам будет достаточно просто.

Итак, вам предстоит встреча с коллегами и она должна пройти с пользой для вас. Вам нужен совет, рекомендации более опытных ваших коллег - научитесь делать так, чтобы они захотели дать вам то, в чем вы нуждаетесь.

Для полезного общения нужно стремиться к людям. Но чтобы они вас приняли, вы непременно должны быть им нужны и интересны и для этого необходимо нести в себе позитивный заряд, быть личностью. К примеру, на Западе совершенно неприемлемо при встрече с кем-либо жаловаться на жизнь. В России - наоборот. И мало кто задумывается над тем, почему милые и славные люди порой раздражают, а другие, не очень хорошие по своей сути, - напротив, притягивают. Впрочем, даже делиться печальным опытом можно по-разному. Один делает это с улыбкой и самоиронией, другой - с видом человека, только что резавшего лук или проглотившего лимон. Нетрудно догадаться, кому из них окружающим больше захочется помочь решить проблему или дать совет.

Не так давно по окончании одной из конференций мне довелось стать свидетельницей разговора нескольких активных председателей. Давно знавшие друг друга люди оживленно беседовали, делясь опытом, давая друг другу советы, когда к группе подошел унылого вида мужчина. Едва поздоровавшись, он принялся плаксивым голосом рассказывать о своих постоянных неудачах, о негодяях чиновниках, не дающих ему работать, о неблагодарных жильцах. Заметно было, как только что веселые люди сразу сникли, на лицах появилось выражение раздражения и досады. Одна из стоявших поблизости дам тихо обратилась ко мне:

- Два года знаю этого нытика и ни разу не видела его улыбающимся. Вечно донимает всех своими неудачами. Ну где ему, такому «мухомору», быть председателем? Может, вы, как специалист, посоветуете товарищу пойти работать сторожем на кладбище?  Там он будет на своем месте.

Можно не сомневаться, что такому «коллеге» никто и ничем помогать не станет. Человек, излучающий негативные эмоции, вызывает лишь одно желание - держаться от него подальше.

И, напротив, если вы легко и непринужденно общаетесь и умеете произвести впечатление оптимистично настроенного человека - успех гарантирован. Теперь вам предстоит вступить в непосредственный контакт с интересующими вас людьми.

Вы узнаете многих ваших коллег, давно возглавляющих товарищества. Чаще всего  это удачливые и авторитетные люди, сумевшие многого добиться. Вам необходимы их советы и поддержка. Однако среди них есть немало тех, кто не очень-то спешит делиться своими секретами успеха. Причины могут быть самые различные - от наличия нужных знакомств до элементарного тщеславия и сознания собственной значимости и исключительности. Постарайтесь научиться распознавать таких людей и не теряйте драгоценного времени на то, чтобы чего-то от них добиться.

Попробуйте выделить для общения тех, кто держится наиболее открыто и дружелюбно. Подходя к ним с конкретным вопросом, вы можете получить скомканные и расплывчатые разъяснения. Это означает, что лично вы не сумели вызвать в вашем собеседнике заинтересованности и желания помочь.

Правило первое: как и в любом другом случае, прежде всего узнайте имя собеседника и постарайтесь собрать хотя бы минимум информации о нем. Возможно, у вас есть общие увлечения, которые могут расположить вас друг к другу.

Правило второе: никогда не подходите к человеку с просьбой дать готовый рецепт. Это будет звучать как завуалированное требование. Лучше всего, вежливо обратившись по имени и глядя в глаза собеседнику, построить свою просьбу приблизительно так: «Знаете, я столкнулся с задачей, которую так блестяще решили вы, но, кажется, ошибся: сделал то-то и то-то. Как вам кажется, можно ли исправить ситуацию?» Не следует принимать при этом вид униженного просителя: человек, к которому вы обратились, не всегда был сведущ в своем деле, он, так же, как и вы, начинал с нуля.

Прежде всего вы должны держаться спокойно, доброжелательно и искренне. Не спешите выплескивать на собеседников лавину информации о своей личной жизни, достижениях и проблемах. Как можно больше слушайте и наблюдайте. Помните: лидер - не тот, кто громче всех заявляет о себе, а тот, кого слушают, даже если он говорит вполголоса.

Постарайтесь выделить сильные стороны вашей деятельности, характера и ненавязчиво сделать так, чтобы окружающие обратили на них внимание. Но не стоит вести себя амбициозно и авторитарно: даже если человек рассказывает вам о том, что вы уже знаете, не спешите его прервать. Обязательно поблагодарите и только после этого спросите о том, что вас в действительности интересует. Не забывайте говорить людям, как важно для вас их мнение или совет. Это повысит их самооценку и непременно расположит в вашу пользу.

Если же с вопросом обратились к вам, не торопитесь в прямой форме уведомить собеседника, что не владеете этой темой. Лучше ответить уклончивой фразой: «К сожалению, не могу пока дать вам точный ответ, однако есть некоторые соображения на этот счет, меня данный вопрос интересует так же, как и вас. Наверное, нам вместе стоит над этим подумать». Помните: даже самые неопытные люди могут быстрее, чем вы,  разобраться в сути проблемы. И в дальнейшем стать вашими союзниками, если вы сразу сумеете заручиться их симпатией и поддержкой.

Так что правило третье: не пренебрегайте знакомствами, даже если, на первый взгляд, они не кажутся вам полезными и перспективными.

Приходя в незнакомый коллектив, всегда старайтесь выглядеть по принципу «не выделяться из толпы, но и не затеряться в ней». С этого правила начинаем мы наши практические рекомендации.

Искусство правильно одеваться

Начиная деятельность на посту председателя, вы сразу должны учесть, что одеваться вам придется не так, как вы привыкли. Все дело в том, что работа на этой должности связана с общением на самых различных уровнях. Вы должны быть готовы ко всему: к общению с жителями и коллегами, визитам к чиновникам разного ранга, приглашениям на деловые встречи и даже - к путешествию по подвалу доверенного вам дома.

Обширный диапазон, не правда ли? Особенно если учесть, что ваша задача - в любой ситуации чувствовать себя комфортно и одновременно произвести благоприятное впечатление. Помните, что одежда - часть вашего имиджа, и она всегда должна быть уместной.

Наверное, всем знаком центральный персонаж кинодетектива «Лейтенант Коломбо». В неизменно помятом старом плаще он умудрялся появляться даже на светских раутах. Почему? По очень простой причине: для успешного расследования ему выгодно было произвести на людей впечатление придурковатого неудачника и усыпить их бдительность. Теперь представьте себе, что вы пришли на прием к чиновнику сразу после прогулки с собакой. Нетрудно догадаться, какое впечатление вы произведете.

Помнится, не так давно один молодой и не в меру амбициозный председатель умудрился заявиться на прием к престарелому чиновнику из управы в шортах, рубашке навыпуск и… с серьгой в ухе! Реакция была такой бурной, что, несмотря на самые смиренные мольбы активистов товарищества, положительного решения не последовало.

Самое интересное, что молодой председатель так и не понял, почему его с позором прогнали:

- Представьте себе: жара, я только что вернулся с пляжа, а костюмов у меня никогда не водилось! Что он, сам молодым не был? А серьга у меня уже много лет и никого это не волновало…

Так же нелепо будет, если вы вздумаете принимать посетителей в костюме-тройке, при галстуке и с золотыми запонками на запястьях или проводить собрание в старом тренировочном костюме с оттянутыми коленками.

Итак: «не выделяться из толпы, но и не растворяться в ней» - правило первое. Это означает, что ваша одежда должна быть уместной и соответствовать обстановке.

Правило второе: одежда должна вселять уверенность (не быть слишком тесной, обтягивающей, утепленной, мнущейся). Прежде всего вам должно быть в ней комфортно.

Если вам предстоит впервые в жизни или за долгие годы облачиться в костюм или надеть туфли на высоких каблуках, непременно прорепетируйте дома. Иначе вы рискуете на протяжении всего мероприятия думать только о том, как бы развязать галстук или вытащить ноги из новых туфель. Результат в этом случае может быть только отрицательным.

И главное - ваша одежда должна дополнять вас, но никак не доминировать. Если окружающим запомнится цвет вашего платья или покрой костюма, значит - на вашу личность они практически не обратили внимания.

Помните: ваша одежда не только должна соответствовать ситуации - она должна гармонировать с вашей манерой поведения, речью, вашими ощущениями. Старайтесь смотреть на себя со стороны

Ирина ТАРАСЕНКОВА,

психолог

Дизайн :
Яндекс.Метрика