Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №11 2008

В прошлом номере  журнала мы обсуждали тему «Приемный день председателя». Эта тема интересует каждого человека, выбранного на  должность руководителя ТСЖ. Но показателем того, насколько правление грамотно, добросовестно и эффективно  выполняет свои обязанности, насколько удалось ему наладить контакт с жителями, является собрание собственников. Оно может быть очередным или отчетно-перевыборным, но так или иначе будет означать завершение одного этапа вашей деятельности и начало следующего.

Итак, уважаемый Председатель, наступает момент, когда необходимо подвести итоги прошедшего периода, отчитаться за проделанную работу и наметить планы на будущее. Вот тут-то и начинаются трудности. Не секрет, что во многих многоквартирных домах помещение правления товарищества, или, как принято выражаться, офис, настолько мало, что вместить там всех собственников просто не представляется возможным. К сожалению, в этом случае вы будете вынуждены проявить некоторую изобретательность для организации заочной формы общения со своими жителями. Что является более легким - общение с большой аудиторией или взаимодействие с каждым отдельно - вопрос спорный.

Мы непременно затронем его, но начать хотелось бы с наиболее распространенной формы - заочной. Как сделать эту модель действенной? Ведь разница между заочным голосованием и собранием весьма существенна: в данном случае  собственники должны не просто одобрить либо отклонить какое-то решение или чью-то кандидатуру. Ваша цель - добиться от них максимальной активности, проявления инициативы и высказывания критики и предложений.

Рассмотрим примеры, ставшие типичными для нескольких товариществ, в которых нам довелось побывать.

Пример первый. Председатель и правление  накануне запланированного по уставу собрания вспомнили о необходимости уведомить обитателей дома. Недолго думая, они напечатали и развесили на досках объявлений в подъездах воззвание следующего содержания:

«Уважаемые жильцы! В связи с  окончанием квартала просим свои пожелания и предложения направлять (далее следовал адрес электронной почты)… ».

Нетрудно догадаться, что результат оказался равным нулю, а председатель  ТСЖ горько сетовала на отсутствие у собственников какой-либо инициативы.

Пример второй, не слишком отличающийся от первого. В этом случае правление не пожалело бумаги, отпечатав приблизительно такое же объявление по количеству квартир. К тому же  не поленилось пробежаться по подъездам, забросив бумажки в каждый почтовый ящик. Эффективность оказалась чуть выше: не все жильцы привыкли не разглядывая разбрасывать рекламные листовки по подъезду на горе уборщицам. Да и электронной почты у председателя не оказалось. Как и у большинства живущих в доме собственников. Так что собрание дюжины жильцов в крохотном помещении правления все-таки состоялось. Но результат ли это?

Секрет неудачи в обоих случаях прост: со стороны председателей отсутствовало  «побуждение к действию». Они просто равнодушно уведомили жильцов относительно дня и способа проведения собрания, отнюдь не призывая их ни к чему конкретному. Неудивительно, что сообщение было полностью или частично проигнорировано.

Третий пример, самый неординарный (так проводилось мероприятие в ТСЖ «Чайка»). Готовиться к собранию члены правления начали загодя и таким образом, чтобы в следующий раз в столь кропотливой работе не было необходимости. Собрав нескольких активистов, они провели небольшое совещание в доверительной форме. На нем председатель отчитался  о проделанной работе перед присутствующими и обратился к ним с просьбой высказаться с критикой в его адрес. Приглашенные люди не только смогли выявить недостатки в работе, но и выступили с конкретными предложениями по их устранению. Председатель и члены правления внимательно выслушали каждого и зафиксировали пожелания.  Затем, поблагодарив людей за творческий подход к отчету, спросили, кого из отсутствующих жильцов можно было бы привлечь к участию в общем деле. Но  ответ на этот вопрос председатель ТСЖ  предложил дать не откладывая в долгий ящик - за организованным тут же чаепитием с пирожными. То есть ограничил реакцию людей во времени, тем самым произведя именно «побуждение к действию».

После обсуждения каждый из участников уходил, получив в ненавязчивой форме задание о привлечении своих приятелей и соседей к творческой деятельности.

За неделю до проведения заочного собрания собственников на досках объявлений красовались цветные плакаты, написанные детьми членов правления и активистов:  «Дорогие взрослые! Мы хотим жить в уютном, чистом и красивом доме! Наш председатель очень ждет ваших замечаний и идей!»

Далее следовало предложение положить в установленный рядом ящичек записку с пожеланиями или посетить в день собрания кабинет правления.

Стоит ли говорить, что равнодушных после подобной акции оказалось крайне мало. Это доказывает, что неформальный и внимательный подход к проблеме всегда дает положительный результат.

В данном случае председатель облегчил себе задачу, проведя своеобразную репетицию и выяснив атмосферу, царящую в доме. Затем  заручился поддержкой активистов. И, наконец, плакаты, нарисованные и написанные детской рукой, довершили дело.

Помните, что люди очень дорожат, когда к их мнению прислушиваются! Это правило работает во всех жизненных ситуациях без исключения.

Теперь рассмотрим те случаи, когда собрание проводится в отведенном для этой цели помещении и рассчитано на присутствие, предположим, сразу сотни людей.

С чего же начинать? Прежде всего следует назначить собрание на тот день, который весь период вашей деятельности был для жителей приемным: к нему успели привыкнуть как собственники, так и члены правления. Затем - побудить людей посетить собрание, обязательно подготовив к проявлению инициативы и стараясь вызвать в них живой интерес. Как в случае, о котором рассказано выше.

Перед тем как выступить перед большой аудиторией, постарайтесь расслабиться и успокоиться. В начале  доклада  не стоит  с первых фраз обрушиваться с критикой на нерадивых жителей или воинственно оправдывать собственные промахи. Так вы непременно  утратите симпатию и уважение со стороны присутствующих. К тому же, изначально задав  агрессивный тон, вы рискуете превратить собрание в сборище озлобленных людей,  а  продуктивное обсуждение - в неуправляемый митинг с непредсказуемыми последствиями. Так что доброжелательная улыбка и позитивный настрой - необходимые условия успеха.

Желательно проявить творческий подход хотя бы в одном из пунктов повестки дня, увлечь людей какой-то идеей, тогда вместо того, чтобы агрессивно критиковать вас, жители будут настроены на позитивный лад, подсознательно считая задачу общей. Придумайте нечто необычное. Пусть это будет конкурс детского рисунка на тему «Наш дом - в фантазиях ребенка» или проведение лотереи.

Каждый случай индивидуален, но ничто так не подавляет человеческую инициативу, как монотонность, однообразие и рутина. Сколько раз в жизни каждому из нас приходилось слышать или произносить фразы: «Зачем мне терять время на этом совещании? Я и так знаю, о чем там будет идти речь!» или «Как всегда, это заседание ничем не кончится!»

Сделайте же так, чтобы в доме, которым вы управляете, каждый ожидал чего-то нестандартного, необычного и сам имел возможность творчески проявить себя. Не бойтесь экспериментировать. Помните: для того, чтобы люди шли за вами, они должны считать вас интересным.

ПОБУЖДЕНИЕ   К  ДЕЙСТВИЮ

А теперь обсудим, что же такое «побуждение к действию» и чем оно отличается от  «побуждения к реакции».

Предположим, вы непременно хотите добиться чего-то от конкретного человека или группы людей. Что вы делаете в большинстве случаев? Правильно - обращаетесь с предложением или просьбой, то есть совершаете побуждение к действию. Получаете ли желаемый результат? Далеко не всегда.

Во-первых, свою просьбу и пожелание необходимо уметь четко и кратко формулировать. Если вы не умеете просить чего-либо определенного, скорее всего ничего и не получите. Постарайтесь потренироваться в кратком и доступном изложении своей просьбы, задав себе временной отрезок в тридцать секунд. Как отмечают психологи, это самое оптимальное время, которое требуется для того, чтобы довести свою мысль до слушателя. Пытайтесь по несколько раз разговаривать с воображаемым собеседником и вскоре вы сможете излагать свою просьбу или пожелание спокойно, уверенно и без запинок. Но это - только начало. Завершение с побуждением к действию требует желаемой реакции со стороны слушателя.

Давайте рассмотрим примеры.

Представьте, что у вас в кабинете совещание с членами правления. Вы не можете что-либо им приказать, но можете попросить. Если вы скажете, предположим: «Мы должны сократить расходы на уборку территории. Давайте вместе над этим подумаем», скорее всего они ответят: «Да, конечно!» - и ничего не произойдет.

Попробуйте сказать так: «Все мы знаем, что необходимо сократить расходы. У меня есть кое-какие идеи, но я вам буду благодарен, если вы присоединитесь ко мне и выскажете свои предложения прямо сейчас, пока мы здесь!» В этом случае вы получите результат. Фактически, вы в вежливой форме заставите своих коллег предпринять конкретные действия в определенных временных рамках. 

ПОБУЖДЕНИЕ  К  РЕАГИРОВАНИЮ

Если вы заметили, существуют два вида рекламы. Первый - навязчиво побуждает к действию: «Купите сейчас - завтра будет поздно!» или «Приходите к нам немедленно, наши цены - самые низкие!» Существует и другой вид, рассчитанный на силу убеждения: он требует не конкретного действия, а реагирования.

Часто требование конкретного действия невозможно или тактически неверно. Здесь можно положиться на силу убеждения или силу примера. Помните, как Том Сойер побудил целую группу своих сверстников выкрасить вместо него забор? Он всего-навсего набросил на лицо улыбку и возил кистью с таким удовольствием, что каждый из пришедших поглазеть на  это скучное действо приятелей всерьез поверил, будто это - самое приятное занятие на свете, и вскоре из желающих  приложить руку к покраске забора возникла очередь! 

Красивый загорелый юноша, катающийся на горных лыжах, может не произнести ни слова, но мы не в силах будем не отреагировать на красоту заснеженного склона  - и вот в нас уже зародилось желание взять путевку в Альпы.

Решите заранее, какую тактику вам применить. Здесь есть два правила: знать свою цель и знать слушателя. Очень важно тщательно взвесить, насколько сильно вы можете повлиять на собеседника. Часто агрессивное побуждение, требующее немедленной реакции, может привести к отрицательной реакции, тогда как терпение и сила убеждения, побуждение к реагированию дадут положительный эффект. Помните главное: вы не получите желаемого, если об этом не попросите. Но вы также ничего не получите, если не знаете, как попросить.

Ирина ТАРАСЕНКОВА,

психолог            

Дизайн :
Яндекс.Метрика