Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2 2014

Государственная политика в сфере ЖКХ очень переменчива. Практически каждую неделю что-то меняется. За трансформацией законов и постановлений не в состоянии следить даже специалисты. Но вектор остается неизменным: бескрайнее повышение платы с населения и сокращение конкурентной среды.

Вместе с тем, в нулевые годы возникла живая среда настоящих ТСЖ и Домовых Советов. Они охватывают тысячи домов и стали центром приложения усилий десятков тысяч активистов. Это огромная сила. Совершенно не скоординированная. Между тем опыт показывает, что власть очень чувствительно реагирует даже на незначительные волнения в народе.

Соответственно, наша задача состоит в том, чтобы скоординировать нашу работу, чтобы жилищные активисты страны могли выступать как единая сила. Нужна организация. Понятно, что эта организация не может руководствоваться принципом демократического централизма. Она может руководствоваться только принципом общности интересов.

При этом активистам, уже втянувшимся в федеральную дискуссию, надо понимать, что время быстро уходит. Лицензирование управляющих компаний и введение налога на капитальный ремонт означают, что в скором будущем выводить дома в самоуправление будет гораздо сложнее, чем сегодня, так как с рынка убирается конкуренция, а значительная часть денег, собираемых жителями на ремонт домов, выводится из-под контроля жителей.

Объединить может только общее дело. Нужны единые кампании. Они позволят выявить активистов и при достижении успеха придать уверенности в своих силах.

Если мы хотим, чтобы дело развернулось быстро, надо обозначить проблемы, охватывающие большое число людей, и проблемы разрешимые. То есть, если мы сейчас поставим задачей проведение капремонта за счет государства, то, очевидно, в обозримой перспективе успеха не добьемся. Значит, задача должна быть достижима в краткосрочной перспективе.

Представляется, что сегодня нужно сосредоточиться на трех направлениях:

- закон о капремонте (IX раздел Жилищного кодекса);

- проблема энергопайка;

- изменение правил по ОДН.

Закон о капремонте - в первую очередь, нужно говорить не о сроках ремонта (это абстракция), а том, кто распоряжается деньгами. Сегодня по закону ими распоряжается чиновник. Если собственники дома не успели вовремя провести собрание, их дом на два года уходит под контроль регионального оператора. Хуже всего придется тем, кого регоператор успеет отремонтировать: средства возвратные, то есть жители дома будут обязаны оплачивать все откаты и распилы, не говоря уже о браке. Именно так, поскольку Жилищный кодекс не предусматривает обязанности регоператора согласовывать с собственниками смету и акт выполненных работ. Есть проблемы и со спецсчетом: перечислить аванс можно лишь по согласованию с регоператором, а остальную сумму - с органом местного самоуправления. Лишь в Астраханской области, используя механизмы регионального законодательства, удалось изменить эти правила: здесь сметы и акты должны согласовываться с собственниками, срок перехода от Регоператора к спецсчету определен в размере двух месяцев, а тратить средства спецсчета можно самим собственникам фактически без всяких согласований с чиновниками. Но это - единственное исключение, оказавшееся достижимым благодаря широкому и четко организованному жилищному движению. Власть вынуждена с ним считаться. Но это не единственный пример для других регионов - опыт ряда территорий показывает, что власть становится довольно пластичной, если люди выступают организованно.

Проблема энергопайка - собственно, о ней и рассказывать ничего не нужно, все прекрасно понимают, что речь идет об очередном наглом повышении платежей. Причем к 2025 г. намечено обеспечить обратное перекрестное субсидирование, чтобы плата с граждан была больше, чем с предприятий, и чтобы население дотировало алюминиевые заводы Дерипаски. Но пример энергопайка характерен тем, что власть очень не решается его вводить. Владимир Путин фактически отмежевался от этой затеи, а Дмитрий Медведев рассказал, что решение надо отдать на усмотрение регионов. То есть, при энергичной атаке с нашей стороны мы, бесспорно, добьемся здесь успеха.

Проблема ОДН - она наиболее болезненна в домах с непосредственным управлением, где энергетики вопреки желанию людей поставили общие счетчики. Из-за воровства отдельных собственников и особенно хаоса с кассовыми разрывами люди вынуждены платить за ОДН суммы, сопоставимые с платой за энергоснабжение собственных квартир. Решение только одно: изменение Правительственных постановлений № 442 и № 354 с тем, чтобы граждане могли быть избавлены от необходимости разбираться с соседями, и чтобы вместо общедомовых приборов учета они могли ограничиться счетчиками на места общего пользования.

Вот три проблемы, известные всем, и затрагивающие, может быть, кроме третьей, практически всех. Проблемы решаемые, подтверждением чему является и шатание властной позиции по энергопайку, и прошлогоднее перекраивание 354-го постановления в связи со стихийными волнениями против ОДН, и создание рабочей группы при Госдуме по изменению закона о налоге на капитальный ремонт.

Методы действий

Эти методы не сложные. Всего-то на всего нужно:

- организованного направить письма в адрес соответствующих служб (региональный парламент, губернатор, депутат Госдумы от территории, Комитет по ЖКХ ГД РФ, министр ЖКХ, президент), тем более что теперь это можно сделать, не выходя из дома, через Интернет;

- провести собрание по созданию городского/регионального Совета домкомов, если таковой еще не создан или работает под дудку органов власти;

- от имени совета предложить региональному парламенту или МинЖКХ провести круглый стол по острым темам, сделав его переговорной площадкой и в обязательном порядке заранее подготовив рекомендации;

- при необходимости вывести людей, но это уж на крайний случай, чтобы власть понимала, что имеет дело не с отдельными активистами, а с организацией.

Собственно, за эту работу я сейчас и взялся. Есть небольшая группа, деятельность которой я координирую. Мы установили контакты примерно с тридцатью регионами. Проведено четыре вэбинара. Привлекаются местные депутаты, работающие в сфере ЖКХ. В региональные парламенты Калуги и Самары вносятся проекты обращений против энергопайка. В Ставрополье разработаны поправки в местный закон о капремонте. В Татарстане проводится конгресс Домовых комитетов. В Омске и Новосибирске вовсю идут собрания по открытию спецсчетов. Это только несколько иллюстраций.

В предстартовой позиции федеральный сайт, который должен служить и энциклопедией для жилищных активистов, и целевой новостной лентой, и организатором кампаний. Вся эта работа, безусловно, координируется с Галиной Хованской. К лету желательно выйти на проведение двух жилищных конгрессов: Сибирско-Дальневосточного и Европейского. Их смысл в обмене опытом и обеспечении координации работы.

Еще раз подчеркну: речь идет о сетевой структуре, с горизонтальными связями. Она не должна и не может быть централистской, поскольку в гражданском движении никому не нужны начальники, их хватает в обычной жизни. Но эта структура необходима, поскольку без нее мы будем только отступать и сдавать позиции. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Нельзя жить в государстве и быть свободным от него. Значит, нужно менять это государство, что возможно только сообща.

Олег ШЕИН, депутат Думы Астраханской области, председатель Союза жителей

Дизайн :
Яндекс.Метрика