(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ )

 

В № 10 журнала за 2008 год мы познакомили читателей с Ниной Крюгер, домовладельцем и экспертом по жилищным вопросам из Германии. Тема организации жилищных объединений в странах Западной Европы вызвала живой интерес наших подписчиков, и сегодня в журнале публикуется подробное интервью с гражданкой Франции Элен Ришар, не только имеющей отношение к ТСЖ в своей стране, но интересующейся нашими проблемами и готовой поделиться опытом. Наша гостья заинтересовала нас не только как член правления ТСЖ дома в 19-м округе Парижа, занимающаяся подготовкой материалов для диссертации на тему «Реформа ЖКХ в России». Как отмечают историки и социологи, из всех западноевропейских стран ближе всех по схожести революционных и социальных процессов к России стояла и стоит именно Франция. Как выяснилось из нашей беседы, многое нас действительно объединяет.

- Элен, если можно, расскажите немного о себе. Вы очень хорошо говорите по-русски и, видимо, интересуетесь всеми процессами, происходящими в нашей стране?

- Да, это так. Русский язык я учила давно, всегда интересовалась Россией. Последние два года часто и подолгу нахожусь в Москве. Дело в том, что я учусь в Лионском институте и тема моей будущей диссертации «Реформа ЖКХ в России». Особенно интересной для меня является проблема формирования ответственного собственника и процесс создания ТСЖ в вашей стране. Поэтому я делаю сравнительный анализ активности вашего собственника, качества работы управляющих компаний и готова откровенно рассказать о том, как поставлена работа у нас в стране. Ведь принципы создания ТСЖ давно и успешно действуют во всей Западной Европе. Уверена, что данная система приживется и в России, но на все нужно время.

- Вы хорошо осведомлены. Думается, во Франции объединение собственников называется иначе. И каковы различия между принципами работы управляющих компаний в наших странах?

- Во Франции, разумеется, название «ТСЖ» звучит по-другому, но принцип объединения жильцов везде один и тот же. Поэтому не хотелось бы сбивать с толку читателя, и впоследствии я буду применять в разговоре именно эту, привычную для россиян, аббревиатуру. Что касается работы управляющих компаний, хотелось бы отметить, что, несмотря на устоявшийся у нас институт собственника, некоторое сходство нетрудно не заметить. А именно: желание любой управляющей компании действовать с максимальной выгодой для себя. На этом строится принцип любого бизнеса в любой стране. И только сознательный клиент, каковым при взаимодействии с управляющей компанией является собственник, знающий свои права и умеющий их отстоять, сможет построить с ней взаимовыгодные партнерские отношения.

- С чего вам хотелось бы начать свой рассказ? Какие советы вы могли бы дать нашим соотечественникам, опираясь на собственный опыт? Ведь вы являетесь собственником и членом правления вашего ТСЖ. Расскажите, пожалуйста, о проблемах, с которыми лично вам приходилось сталкиваться.

- Я живу в Париже, в отдалении от центра города. Являюсь собственницей небольшой квартиры общей площадью около 35 квадратных метров. Кроме того, мне, по правилам разграничения общей собственности, принадлежит небольшое помещение в подвале нашего дома. В нашем доме около 100 квартир, и каждому принадлежит небольшая часть подвального помещения. Это очень удобно для хранения вещей. Ведь во Франции ценится каждый метр жилой площади, и мы не привыкли использовать ее как хранилище для временно не нужных вещей. Кроме того, в доме есть собственники нежилых помещений, которые, как и в России, имеют право голоса на собрании в соответствии с принадлежащими им квадратными метрами. Собрание проводится один раз в год, на нем присутствуют представители управляющей компании, именно она отвечает за порядок и законность проведения собрания. Заочное голосование в нашей стране запрещено, во избежание подделок и недоразумений. Тот, кто не может участвовать в собрании, имеет право дать доверенность другому собственнику, который будет представлять его интересы. Управляющая компания следит за процедурой голосования по вопросам повестки дня и несет ответственность за все нарушения по закону. Она представляет отчет по результатам голосования, который должно утвердить и удостоверить подписью членов правления ТСЖ. Собственники голосуют пропорционально принадлежащей им площади.

Что касается проблем, с которыми пришлось столкнуться лично мне, то  это проблема экономии тепла. Прежде наш дом отапливался автономной котельной, расположенной в подвальном помещении. Она работала на мазуте, что было крайне дорого и неудобно. Ведь это оборудование давно устарело. Нам удалось убедить собственников в том, что для улучшения качества услуг, экономии средств и освобождения части площади подвала под офисы необходимо вложить средства на установку отопительной системы, работающей на газе. На собрании был утвержден бизнес-план, учтены все издержки и окупаемость оборудования, все нюансы, связанные с монтажными работами. Для этого наша УК советовала провести собрание совместно с компанией, специализирующейся по энергообеспечению. Она должна была убедить собственников конкретными цифрами и предложениями, а не в общих словах. Задача управляющей компании во Франции в таких случаях - найти подрядную организацию и обеспечить техническое сопровождение проекта. УК во Франции занимается только организацией и юридическим сопровождением, помогает собственникам выбрать лучшие варианты на рынке и проверить, что компания, с которой предстоит работать, добросовестно зарекомендовала себя на рынке и качественно выполняет работы. В настоящее время в доме уже установлено необходимое оборудование, гарантирующее нам повышение качества услуг.

- В нашей стране управляющие компании очень часто обвиняются в недобросовестности и завышении расценок на услуги. Существуют ли такие проблемы во Франции?

- Конечно, не в такой степени, но существуют. Дело в том, что управляющая организация получает от трех до пяти процентов от суммы, прописанной в договоре на проведение любой работы, - от установки нового оборудования до покраски фасадов. Разумеется, ее задача - максимально завысить расценки, наша, как членов правления, - внимательно изучить все возможности и постараться не переплачивать. Любую управляющую компанию непременно нужно контролировать. В нашей стране вообще развита культура оплаты услуг, и мало кто позволит себе роскошь оплачивать некачественную работу по завышенным расценкам. В России процесс создания ТСЖ - в самом начале пути, поэтому люди находятся в растерянности и чувство ответственного собственника в них еще не сформировано. Этим и пользуются недобросовестные управляющие организации. Да и люди еще не проявляют должной заинтересованности в улучшении качества быта.

- Значит ли это, что активность ваших собственников значительно выше?

- Кстати, если говорить об активности жителей, то наибольшую заинтересованность, как и в вашей стране, проявляют пенсионеры. В любом доме не все люди интересуются управлением домом и не все приходят на собрания. Но всегда есть сознательные собственники. Конечно, во Франции существуют и крупные, и маленькие управляющие организации, и всегда есть возможность замены, поскольку развит рынок услуг. Поэтому компании привыкли дорожить своей деловой репутацией - терять клиентов им крайне невыгодно. Сознательность членов правления подкреплена нашим регламентом. Мы имеем право решать только мелкие хозяйственные и финансовые вопросы без общего собрания собственников. Все работы, стоимость которых превышает три тысячи евро, должны быть согласованы с жителями.

На каждом ежегодном общем собрании составляется финансовый план,  и нарушается он крайне редко и только при согласии большинства собственников. Большая часть собственников, естественно, занята на основной работе и привыкла доверять избранному правлению. Это можно понять, так как на нашем этапе развития жилищных объединений работа поставлена на достаточно высокий уровень и никакая оппозиция не пойдет на конфликт с большинством, как ни один отдельный собственник не сможет не заметить улучшения или ухудшения качества услуг. Во Франции не принято швыряться деньгами, и это вовсе не является скупостью, а всего лишь соблюдением правил. В некоторых случаях, если нас одолевают сомнения, мы пользуемся услугами частных консультантов. Так что члены правления стараются проверять все документы и качество работ.

К сожалению, в России зачастую люди безропотно оплачивают несуществующие и некачественные услуги. Но в дальнейшем, надеюсь, ТСЖ начнут двигаться в правильном направлении. Ведь для россиян статус ответственного собственника пока непонятен и непривычен - слишком долго люди жили под муниципальной властью. Для осознания себя хозяевами нужно время. Но другого пути нет.

- Скажите, насколько дороги услуги ресурсоснабжающих организаций в вашей стране? И существует ли выбор?

- Выбор существует везде, где развита система рыночной экономики. В России этот рынок пока не сформирован, поэтому наблюдаются различные нарушения и недоразумения. Что же касается оплаты воды, газа, электричества - эти услуги достаточно дорого обходятся собственнику в нашей стране. С одной лишь разницей - доходы представителя среднего класса у нас, разумеется, выше и стабильней. Но вряд ли вы увидите француза, оставляющего включенными электричество или воду без необходимости. В России еще не научились экономить ни ресурсы государства, ни собственные средства. Естественно, у вас все впереди, и российский собственник вскоре осознает, по каким правилам ему выгоднее и комфортнее жить. Если по принципам права и ответственности существуют жилищные объединения во всех западных странах, то и ваши люди поймут преимущества таких отношений.

Мария СЛАВИНА

Дизайн :
Яндекс.Метрика